Подкастинг в современном обучении

копирайтер компании "Плейс Старт", преподаватель русского языка, литературы и латыни
Эксперт: современная литература, методика преподавания литературы.

Современное обучение в связи с разными причинами так или иначе поворачивает в сторону дистанционных занятий. Одним из способов эффективно донести информацию является подкаст.

Что такое подкаст?

Подкаст – это аудиозаписи, часто объединенные в сериалы, которые можно скачивать и слушать онлайн. Отличие от обычного радио в том, что человек сам выбирает, какой жанр и в какое время он будет слушать.

Виды подкастов

Говоря об аудиосериале, имеет смысл выделить не только жанр, но и формат. В зарубежных исследованиях определяются такие типы:

Chumchat (дружеский разговор), или ток-шоу, представляет собой беседу на заданную тему, например, проблемы в изучении английского, с которыми сталкиваются участники. Количество записывающих такой подкаст человек варьируется, но оптимально – 3-4 человека, так внимание слушателя не будет слишком рассеиваться. Отличительной особенностью является расслабленная
неформальная атмосфера, благодаря которой любой слушающий чувствует себя комфортно.
Interview (интервью). Диалог с каким-либо человеком – специалистом по интересующей подкастера теме. Обеспечивает полное погружение в предмет разговора.
Storytelling, сторителлинг, или нарратив, – это последовательное повествование о чем-либо, как правило, сюжетное.
Monologue (монолог). Речь спикера в свободном формате на заданную тему. Как правило, длится не долее 12-15 минут, чтобы удержать внимание.

В том же, что касается жанров, подкаст так же разнообразен, как и литературные произведения: исторический, научный, научно-популярный, фантастика, фэнтези, реалити-шоу и так далее.

Подкастинг в обучении

Подкасты отличаются многими признаками, которые позволяют использовать их при
изучении разных дисциплин, а именно:

1. Многофункциональность. Во-первых, подкасты могут послужить средством обучения как своеобразная мини-лекция либо аудирование на занятиях по иностранному языку. Во-вторых, это может быть момент неформального обсуждения поднятой на занятии проблемы.
2. Медиакомпетентность, то есть подкаст вписывается в современное электронно-цифровое пространство как носитель и передатчик информации.
3. Интерактивность. Обучающиеся могут включиться в аудиодиалог, высказывая свои мысли, рассуждения по поднятой проблеме, решая учебные задачи.
4. Возможность учесть индивидуальные особенности обучающегося. Подкаст можно слушать не только «здесь и сейчас», но и в любое удобное время, обдумать с комфортной скоростью. Это – одна из возможностей реализовать дифференцированный подход.

Привлекательна также возможность для преподавателя создать собственный аудиосериал на ту тему, которая востребована для реализуемой учебной программы, чтобы иметь возможность подать материал именно таким образом, который подходит для конкретной учебной ситуации. Отмечается, что регулярное восприятие информации на слух развивает речевые навыки.

Признаки хорошего подкаста

Качественный подкаст выделяют такие моменты:
1. Хороший звук, без сторонних шумов и помех.
2. Наличие наложенного музыкального сопровождения.
3. Соответствие заявленной теме.
4. Способность удержать интерес и внимание слушателя, интрига, необычные факты.
5. Соответствие аудитории, на которую рассчитывает автор подкаста. Важно учитывать и то, что задания среднего и высокого уровней сложности, связанные с подкастами, рекомендуется давать не раньше, чем в пятом классе.

Сложности в использовании на занятиях

При использовании подкастов на уроках может возникнуть ряд проблем. Во-первых, способность к слуховому восприятию информации чаще всего развита гораздо меньше, чем к визуальному. Поэтому рекомендуется использование расшифровки, так
называемого транскрипта. Кроме того, в большинстве случаев уместно давать задания на работу с подкастом в качестве домашних, чтобы у обучающегося была возможность сосредоточиться и вдуматься в содержание аудиозаписи.

Как записать подкаст

Для записи можно использовать диктофон, функцию записи на смартфонах или айфонах.

Кроме того, существуют программы и приложения, с помощью которых можно
осуществить необходимый монтаж аудио, например:

1. SoundCloud: это приложение для записи аудио и веб-сайт, насчитывающий 175 миллионов активных пользователей и известный тем, что предоставляет платформу независимым музыкантам. Пользователи SoundCloud могут бесплатно загрузить аудио длиной до трех часов. Приложение доступно для iOS и Android.

2. Audacity — бесплатный софт для записи и обработки аудио. С его помощью можно убрать гул, шум и шипение, изменить высоту тона и темп. Можно параллельно редактировать несколько аудиодорожек, накладывать фоновую музыку.

3. Программа Adobe Audition стала продолжением известного софта под названием Cool Edit. Программа поддерживает практически все известные аудио форматы и входит в программный пакет Adobe Creative Suit. Основной целевой аудиторией
стали специалисты в области звукозаписи, последующей постобработки, радиовещания.

Это лишь несколько наиболее популярных примеров используемого софта.

Платформы, на которых можно выложить подкаст

Для подкастов пока нет единой площадки, поэтому можно выкладывать на таких платформах: в Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, CastBox, Soundcloud, «Яндекс.Музыке» и так далее. Большая часть из них отличается понятным интерфейсом и дает возможность не только проигрывать запись, но и удобным образом настраивать аккаунт: создавать списки подкастов, автоматическое скачивание, запоминание места. На котором остановился слушатель, и так далее.

Как применять подкаст на уроках. Пример использования подкаста на уроках русского языка и литературы

Распространено мнение, что применять подкаст наиболее комфортно на занятиях по иностранному языку, где работа с треком прекрасно вписывается в схему достаточно привычной работы с аудированием.

На примере хотелось бы показать, что такое возможно также на уроках русского языка и литературы. Подкаст, который будет использован: «Розенталь и Гильденстерн» (сайт «Медуза», ведущие – журналист Александр Садиков и сотрудник Института русского языка, ведущий редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов), выпуск, посвященный теме изменений в русском языке, связанных с появлением технологий.

Ссылка на выпуск: https://meduza.io/episodes/2020/07/27/my-i-ne-zametili-kak-perestali-snimat-
trubku-i-viset-na-provode-zato-sidim-v-telefone-i-pishem-golosovye-vy-verno-dogadalis-v-etom-
epizode-my-govorim-kak-tehnologii-menyayut-yazyk

Nota bene! Аудиозапись следует дать на прослушивание в качестве домашнего задания, поскольку длительность – 40 минут. Эпизод подкаста – на актуальную для современных подростков тему, хорошо построен как динамичный диалог, имеет небольшие музыкальные паузы, его можно остановить и вернуться к нему спустя какое-то время, поэтому старшеклассников не утомит необходимость воспринимать на слух большое количество информации.

Изучаемый раздел языкознания: лексика, 10-11 классы.

Тип урока, на котором можно использовать данный подкаст: обобщающий урок по теме «Лексика» либо урок по развитию культуры речи.

Этап урока: проверка домашнего задания.

Время, которое займет работа с выпуском подкаста на занятии: 10-12 минут.

Предлагаемые вопросы и задания:
1. Авторы подкаста считают, что изменение технологий повлияло на то, как мы говорим. Согласны ли вы с ними? Какие примеры приводят журналист Александр Садиков и сотрудник Института русского языка Владимир Пахомов?
2. Какие слова, связанные с техникой, телефонами, гаджетами чаще всего употребляете вы? Как вы думаете, почему?
3. Объединитесь в группы по три-четыре человека и составьте для себя список таких наиболее употребительных слов. Охарактеризуйте эти слова как нейтральные, разговорные или книжные, попробуйте предположить, насколько они
общеупотребительны на данный момент в том значении, в каком употребляете их вы. (Сначала выступает одна группа, остальные дополняют выступление теми словами, которые не прозвучали в ответе).
4. Как влияет лексика, относящаяся к девайсам и их использованию, на речевой портрет современного человека?
5. Проверим ваше знание современной лексики, связанной с жестами, используемыми при работе со смартфонами\айфонами. Что означают слова:

– свайп, свайпнуть (жест на сенсорном экране, при котором делается движение
пальцем вправо или влево);
– тап, тапнуть (жест на сенсорном экране, который подразумевает клик, короткое
нажатие);
– спред (разъезжание двух пальцев на экране, увеличивающее изображение);
– пинч (сближение двух пальцев на сенсорном экране, уменьшающее изображение).

Проверьте, какие из этих слов вы найдете в словаре Шагаловой Е. Н. (Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017), а какие – нет. Почему некоторые лексические единицы там отсутствуют?

Это лишь примеры тех заданий, которыми можно воспользоваться на уроке или индивидуальном занятии. Однако с их помощью становится понятно, что большая часть гуманитарных дисциплин может быть обогащена, дополнена материалом с помощью грамотных, интересных, современных подкастов, которые ведут профессионалы своей сферы знаний.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *