Нейродидактика – это новое междисциплинарное направление, на основе которого в настоящее время разрабатываются эффективные методы обучения, основанные на самых передовых достижениях в области исследований деятельности мозга.
Нейродидактический подход позволяет по-новому подойти к проблемам обучения русскому языку как иностранному. В частности, функциональная асимметрия головного мозга, на которую опирается нейродидактика, должна рассматриваться не только в связи с процессами усвоения иностранного языка, но и с учетом определенных видов речевой деятельности.
Рекомендуем онлайн-курс “Нейроучитель. Как обучать по законам головного мозга?”
Остановимся на некоторых закономерностях функционирования мозга, которые позволили ученым говорить о том, что:
- межполушарные взаимодействия зависят от уровня владения языком (на начальном этапе усвоения иностранного языка наблюдается большее
участие правого полушария, а на продвинутом характер межполушарного взаимодействия меняется и преобладает роль левого полушария); - левое полушарие управляет лингвистической компетенцией, тогда как правое обеспечивает умения, формирующие коммуникативную компетенцию;
- доминирование левого полушария наблюдается при изучении морфологии, а правого – синтаксиса;
- для понимания метафор и идиом главная роль принадлежит правому полушарию при записи лекций и заучивании наизусть работает только левое полушарие;
- письменная речь носит левополушарный характер, разговорная – правополушарный, разные виды публичного дискурса совмещают работу левого и правого полушария;
- обучение должно строиться от практического опыта к теоретическому содержанию, так как «человеческий мозг всегда функционирует в режиме
связи прежнего опыта с новой ситуацией и мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать в процессе обучения».
Рекомендуем вебинар “13 лайфхаков для нейроучителя или как обучать по законам мозга”
- обучение эффективно тогда, когда происходит преодоление интеллектуальных трудностей;
- эффективное усвоение учебного материала обеспечивает многоканальное восприятие информации;
- правое полушарие доминирует при формировании оперативной памяти
- гормон дофамин способствует запоминанию информации и стимулирует долговременную память;
– дофамин генерируется
1) при получении нового, незнакомого опыта,
2) при ожидании возможных награждений, 3) при состоянии неопределенности, а также удовольствия; - эмоции способствуют сохранению информации в памяти, «учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Более того, эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого».
Использование данных нейронауки позволит преподавателю РКИ организовать эффективный учебный процесс, обеспечивающий успешность
обучения
Статьи по теме
- Нейроупражнения для преодоления трудностей обучения
- Саммари на книгу Игоря Намаконова “Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач”
- Саммари: А.Цветков “Нейропедагогика для учителя: как обучать по законам мозга”
- Саммари на учебное пособие С. Н. Костроминой “ВВЕДЕНИЕ В НЕЙРОДИДАКТИКУ”
- Саммари: Марк Леви “Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей”
- Комиксы на уроках разрешаются
- Методы и приемы раннему обучению чтению на занятиях по английскому языку