Обучение РКИ на основе принципов нейродидактики

доцент Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Нейродидактика – это новое междисциплинарное направление, на основе которого в настоящее время разрабатываются эффективные методы обучения, основанные на самых передовых достижениях в области исследований деятельности мозга.
Нейродидактический подход позволяет по-новому подойти к проблемам обучения русскому языку как иностранному. В частности, функциональная асимметрия головного мозга, на которую опирается нейродидактика, должна рассматриваться не только в связи с процессами усвоения иностранного языка, но и с учетом определенных видов речевой деятельности.

Рекомендуем онлайн-курс “Нейроучитель. Как обучать по законам головного мозга?”

Остановимся на некоторых закономерностях функционирования мозга, которые позволили ученым говорить о том, что:

  • межполушарные взаимодействия зависят от уровня владения языком (на начальном этапе усвоения иностранного языка наблюдается большее
    участие правого полушария, а на продвинутом характер межполушарного взаимодействия меняется и преобладает роль левого полушария);
  • левое полушарие управляет лингвистической компетенцией, тогда как правое обеспечивает умения, формирующие коммуникативную компетенцию;
  • доминирование левого полушария наблюдается при изучении морфологии, а правого – синтаксиса;
  • для понимания метафор и идиом главная роль принадлежит правому полушарию при записи лекций и заучивании наизусть работает только левое полушарие;
  • письменная речь носит левополушарный характер, разговорная – правополушарный, разные виды публичного дискурса совмещают работу левого и правого полушария;
  • обучение должно строиться от практического опыта к теоретическому содержанию, так как «человеческий мозг всегда функционирует в режиме
    связи прежнего опыта с новой ситуацией и мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать в процессе обучения».

Рекомендуем вебинар “13 лайфхаков для нейроучителя или как обучать по законам мозга”

  • обучение эффективно тогда, когда происходит преодоление интеллектуальных трудностей;
  • эффективное усвоение учебного материала обеспечивает многоканальное восприятие информации;
  • правое полушарие доминирует при формировании оперативной памяти
  • гормон дофамин способствует запоминанию информации и стимулирует долговременную память;
    – дофамин генерируется
    1) при получении нового, незнакомого опыта,
    2) при ожидании возможных награждений, 3) при состоянии неопределенности, а также удовольствия;
  • эмоции способствуют сохранению информации в памяти, «учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Более того, эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого».

Использование данных нейронауки позволит преподавателю РКИ организовать эффективный учебный процесс, обеспечивающий успешность
обучения

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *