Цифровая обучающая игра в помощь учителю

Aвтор материала: Зорина Влада Алексеевна -
Сотрудник и специалист отдела PR конференции EdCrunch2019
Эксперт: PR, психология, HR
Проект автора: EdCrunch2019

Геймификация постепенно проникает в школы — учителя охотно внедряют игровые приложения в образовательный процесс. Но цифровые игры еще пока не столь популярны. Зря — они развивают системное мышление, улучшают реакцию и внимание, учат концентрации.

В этом уверен эксперт по глобальному образованию и воспитанию детей в XXI веке Джордан Шапиро.

Чем отличаются обычные и обучающие игры

Обучающее игровое приложение — программа с игровой механикой для отработки навыка или закрепления информации.

К примеру, приложение на планшете, которое выдает игроку название страны и предлагает указать ее на карте. Так геймификация помогает школьнику закрепить знания по географии при помощи путем виртуальных наград: очков, кубов, званий. 

Что такое цифровая игра

Игра — это программа, организующая игровой процесс на компьютере или мобильном устройстве, имеет правила, героев, декорации и цели. Игроки популярного симулятора SimCity, например, создают город, развивают промышленность, следят за системой образования и здравоохранения, борются с пробками и преступностью. Цифровая игра дает понимание того, как устроен город, какие проблемы решает администрация.

Другой пример: сюжет игры Assassin’s Creed III, побившей рекорды по количеству предзаказов и проданных копий, основан на исторических событиях. Некоторые пользователи узнали о войне за независимость США из игры куда больше, чем из уроков истории.

3 главных различия 

  1. Цифровая игра создается для развлечения, обучающее игровое приложение скорее маскирует под него образовательную задачу.
  2. Игра — это концентрация на процессе, игровое приложение — на результате.
  3. Игровое приложение строится на внешней мотивации: дети играют, чтобы получить виртуальные бонусы. Видеоигра строится на внутренней мотивации: дети играют не только ради наград, но и ради самой игры. 

Чем полезны видеоигры

  • Игра помогает ребенку увидеть задачу как часть системы.

Джордан Шапиро уверен, что компьютерная игра заставляет ребенка выстраивать причинно-следственные связи и мыслить системно. 

  • Компьютерная игра — это модель реальных жизненных условий в интерактивной и безопасной среде. Она ставит перед ребенком междисциплинарные задачи. Такие приходится решать во взрослой жизни, которая не делится на учебные предметы. Игра учит ребенка связывать разрозненные сферы знаний.  
  • Видеоигры развивают социальные навыки, хотя принято считать наоборот. Плотное общение и коллективное взаимодействие игроков подразумевают 70% видеоигр. Вне цифровой игры геймеры организуют сообщества, где делятся опытом, дают новичкам советы. Пользователи компьютерных игр не изолированные субъекты, а командные игроки. По мнению Шапиро, советника ВВС США и преподавателя Университета Томаса Эдисона, видеоигры учат детей достигать синергетического эффекта от групповой работы. 

Наверняка ваши ученики играют в Minecraft. Вероятно, вы замечали  школьников, которые всю перемену увлеченно двигали блоки на экранах телефонов. Minecraft дает безграничную свободу творчества. Игроки вольны выбирать занятие по душе. 

Джордан Шапиро считает, что с точки зрения игрового обучения это подарок. Игра развивает:

  • творческие способности;
  • навыки проектирования сооружений;
  • умение управлять ресурсами;
  • математические навыки; 
  • социальные навыки — игра требует активного общения с другими пользователями.

Игра Civilization предлагает пользователю управлять цивилизацией на протяжении существования человечества. Игрок становится правителем страны, который несет ответственность за процветание или увядание.

История предстает перед ребенком как на ладони. Дети с удовольствием знакомятся со строительством египетских пирамид, началом книгопечатания, изобретением парового двигателя. Находка для учителя истории.

В 2000 году московские школы хотели включить игру Civilization в учебную программу, но смелая идея провалилась. В 2016 году разработчик пообещал адаптировать игру для уроков истории у старшеклассников. Пока CivilizationEDU не готова. 

Видеоигра — не замена традиционному обучению, а лишь инструмент. Применение видеоигр в образовательных целях требует участия взрослого. Задача учителя — объяснить детям пользу и помочь им отрефлексировать получение навыков. Как это сделать, Джордан Шапиро расскажет 1 октября на мастер-классе, который пройдет в Москве в рамках конференции EDCRUNCH 2019. Она посвящена технологиям и образованию. 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *