Обобщающий урок русского языка как неродного: “Простое предложение”

автор учебников русского языка и литературы, редактор в журналах «Русский язык в казахстанской школе».
Эксперт: в области методики преподавания русского языка, русского языка как второго родного

Обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы с целью более глубокого обобщения и дальнейшей систематизации знаний обучающихся.

Концепция урока: Продолжать учить учащихся умению использовать для выражения своих мыслей не только лексическое богатство языка, но и его стилистику, составной частью которой является разнообразие типов простых предложений.

Тезис урока: Стилистическое  богатство языка достигается с помощью использования разных типов простых предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и структуре грамматической основы.

Задача урока: Закрепить и углубить навык распознавания простых предложений по разным критериям; создать ситуации, где проявляется умение применять вышеназванный признак.

Сверхзадача урока: Заставить учащихся задуматься над тем, что нет скучных текстов и скучных уроков, что урок – это труд и что каждый человек может использовать все разнообразие простых предложений для выражения своих мыслей и своего отношения к окружающему миру

Лексическая тема: Что такое искусство.

 Грамматическая тема: Типы простых предложений.

Исходный текст:

Что такое искусство

Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют мастерство, знание дела. Например, искусство шитья. Но чаще слово искусство мы употребляем в значении «создание чего-либо нового, оригинального». Искусство – это и литература, и музыка, и архитектура, и театр, и кино.

А когда появилось искусство? Очень давно, много тысяч лет назад. Люди еще не сеяли хлеб, не делали посуду, но уже умели рисовать. Ученые нашли рисунки, авторы которых жили триста тысяч лет назад. (85 слов)

Ход урока

Предкоммуникативная атака

Цель: подготовить учащихся к восприятию лексической и грамматической темы.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 1,5 минуты.

Учитель называет слова: театр, балет, кино, картина, музыка, спектакль, режиссер, художник.

Вопрос классу: Каким одним словом можно объединить все эти слова?

Ответ учащихся: Искусство.

Формулирование лексической темы

Цель: заострить внимание на лексической теме урока.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 1,5 минуты.

Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях пишут: Что такое искусство

 Учитель объявляет цель урока, которая заключается в том, чтобы объяснить друг другу и себе, что же такое искусство.

Формулирование грамматической темы

Цель: акцентировать внимание на грамматической теме урока.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 2 минуты.

Под первой записью на доске учитель пишет еще четыре предложения, и запись приобретает такой вид:

Что такое искусство

 Что такое искусство?

  Что такое искусство…

  Что такое искусство?!

Затем учитель спрашивает:

  • Чем отличаются эти предложения? Интонацией и целью высказывания.
  • И в чем сходны? Все являются простыми предложениями.

Учитель объявляет лексическую тему урока, которая записывается всем классом: Типы простых предложений.

Запись текста

Цель: записать исходный текст для последующего анализа.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – диктант, время – 5 минут.

Исходный текст записывается по определенной схеме: каждое предложение записывается с новой строки, перед ним простым карандашом ставится его номер. Текст приобретает такой вид:

Что такое искусство

  1. Что такое искусство?
  2. У этого слова несколько значений.
  3. Искусством называют мастерство, знание дела.
  4. Например, искусство шитья.
  5. Но чаще слово искусство мы употребляем в значении «создание чего-либо нового, оригинального».
  6. Искусство – это и литература, и музыка, и архитектура, и театр, и кино.
  7. А когда появилось искусство?
  8. Очень давно, много тысяч лет назад.
  9. Люди еще не сеяли хлеб, не делали посуду, но уже умели рисовать.
  10. Ученые нашли рисунки, авторы которых жили триста тысяч лет назад.

Анализ текста

Цель: проникнуть  в замысел исходного текста.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 2 минуты.

Текст анализируется по следующим вопросам:

  1. О чем рассказывается в этом тексте?
  2. Какую цель преследует автор текста?
  3. На сколько частей можно разделить текст?
  4. С какого предложения начинается второй абзац?
  5. Можно ли назвать текст по-другому?
  6. Чем интересен текст?

Конструирование предложений

Цель: актуализировать типы простых  предложений.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – запись, время – 3 минуты.

На вопросы пятого дидактического этапа учащиеся должны отвечать письменно, и их записи в тетрадях выглядят сначала так:

  1. В тексте рассказывается о толковании слова «искусство».
  2. Автор текста хочет, чтобы каждый понял, что такое искусство.
  3. В этом тексте две части.
  4. Вторая часть начинается с седьмого предложения.
  5. Текст невозможно назвать по-другому.
  6. В этом тексте из десяти предложений только первое является сложным, остальные – простые.

Затем учитель предлагает дать записанным предложениям характеристику, и записи в их тетрадях приобретают такой вид:

  1.  В тексте рассказывается о толковании слова «искусство». (Односоставное предложение, безличное).
  2. Автор текста хочет, чтобы каждый понял, что такое искусство. (Сложное предложение, три грамматические основы).
  3. В этом тексте две части. (Односоставное предложение, назывное).
  4. Вторая часть начинается с седьмого предложения. (Двусоставное предложение, полное, личное).
  5. Текст невозможно назвать по-другому. (Односоставное, безличное).
  6. В этом тексте из десяти предложений только первое является сложным, остальные – простые. (Сложное предложение, две грамматические основы).

Графический самодиктант

Цель: развивать навык построения схем предложения.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – конструирование схем, время – 3 минуты.

Учитель предлагает учащимся вернуться к исходному тексту. В предложениях следует обозначить грамматические основы и построить схемы предложений на полях рядом с записанными предложениями. То есть учащиеся должны доказать истинность последнего утверждения шестого дидактического этапа.

Схемы предложений должны быть заранее приготовлены учителем, чтобы учащиеся смогли проверить себя.

Самопроверка

Цель: проверить правильность построения схем предложений.

Форма – общеклассная, метод – наглядный, прием – проверка, время – 1 минута.

Анализ схем предложений

Цель: доказать учащимся, что схемы должны быть именно такими.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 4 минуты.

Далее идет беседа по вопросам:

  1. Назовите предложения, где есть оба главных члена предложения. Все, кроме 2 и 8.
  2. Как называются такие предложения? Двусоставные.
  3. Как называются предложения с одним главным членом предложения? Односоставные.
  4. Как называются предложения с одним главным членом – подлежащим? Назывные.
  5. Найдите назывные предложения. Второе.
  6. Как называются предложения с одним главным членом – сказуемым? Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.
  7. Есть ли в тексте такие предложения? Нет.
  8. К какому типу относится восьмое предложение? Двусоставное, неполное.

Научная консультация

Цель: повторить типы сказуемых.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 3 минуты.

Учитель заранее дает задание трем учащимся с указанием параграфов, чтобы они повторили определения типов сказуемых, обязательно с примерами.

Во время ответа консультантов учитель на доске готовит следующую схему:

Анализ сказуемых в тексте

Цель: определить типы сказуемых в тексте.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 2 минуты.

Учитель предлагает определить типы сказуемых во всех предложениях текста и дополнить схему. Она должна выглядеть так:

Характеристика предложений

Цель: дать полную характеристику предложениям.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – запись, время – 2 минуты.

Учитель дает задание дополнить характеристику 1, 3 и 4 предложениям, которые являются ответами на вопросы по анализу исходного текста. Следует определить в этих предложениях тип сказуемого и строение простого предложения. Запись теперь выглядит так:

1 П. В тексте рассказывается о толковании слова «искусство». (Повествовательное, невосклицательное, односоставное, простое глагольное сказуемое).

3 П. В этом тексте две части. (Повествовательное, невосклицательное, односоставное, назывное).

4 П. Вторая часть начинается с седьмого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, простое глагольное сказуемое).

Учитель задает вопрос: Почему второе предложение не предложено для разбора. (Оно является сложным предложением).

Систематизация знаний о простых предложениях

Цель: систематизировать знания учащихся о простых предложениях.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 5 минут.

Учащиеся вместе с учителем строят три схемы:

Комментирование домашнего задания

Цель: объяснить, как правильно выполнять домашнее задание.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 2 минуты.

Домашнее задание носит дифференцированный характер: первое задание выполняют все учащиеся, а второе, третье и четвертое – по выбору. Схемы выполнения выглядят следующим образом:

  • 1 + 2 (высший балл – «четверка», так как основное задание выполняется по образцу работ, сделанных в классе);
  • 1 + 3 (высший балл – «пятерка», так как от учащихся требуется проявить творческое начало, имея в виду 7-10 предложенных учителем опорных слов);
  • 1 + 4 (высший балл – «пятерка», в этом задании учащиеся должны в полной мере проявить свои творческие возможности, ведь им придется создавать собственный текст, отталкиваясь только от одного слова «Искусство».
  1. Соединить все четыре схемы в одну большую. (Выполняют все).
  2. Сделать все виды анализа, как в классе, по тексту:

Всем известно слово «художник». Прочитав его, вы представляете себе человека, рисующего картины. А значение слова «художник» гораздо шире. Так называют поэтов и писателей, актеров кино  и театра, режиссеров, фотографов.

Предложенный текст является последней частью исходного текста «Что такое искусство».

  1. * Создание собственного текста по опорным словам:

Драматический театр, театр комедии, театр оперы и балета, музыкальный театр, театр для детей и юношества, кукольный театр, спектакль, антракт, сцена, рампа, занавес, актер, актриса, артист, артистка, гример, костюмер, бутафор, режиссер, художник, искусствовед, зритель.

  1. ** Создание собственного текста на тему «Искусство». 

Рефлексия. Получение обратной связи

Цель: отследить, как усвоена тема урока.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 1,5 минуты.

Беседа по вопросам:

  1. Какие предложения по составу грамматических основ вам известны? Простые и сложные.
  2. Как их отличать друг от друга? В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и больше.
  3. На какие две группы по наличию главных членов делятся простые предложения? На односоставные и двусоставные.
  4. Как отличить односоставные простые предложения от простых двусоставных? В односоставных предложениях присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое, в двусоставном предложении есть оба главных члена – и подлежащее, и сказуемое.
  5. Назовите типы односоставных предложений? Назывные, безличные, определенно-личные, неопределенно-личные.
  6. По каким признакам характеризуют простое предложение? По цели высказывания, по эмоциональной окраске, по строению грамматической основы.

Подведение итогов

Цель: подвести итог уроку и выставить оценки.

Форма – общеклассная, метод – словесный, прием – беседа, время – 2 минуты.

Как нами неоднократно говорилось ранее, данный дидактический этап имеет важное значение как для учителя, так и для учащихся. Учитель должен помнить о том, что каждый урок является целостным и завершенным процессом, поэтому его финал не есть торопливое проговаривание выводов по теме урока и быстрое выставление оценок учащимся, а четкое заключение, которое должно остаться в памяти учащихся, и комментирование выставляемых оценок, чтобы учащиеся понимали, что их труд оценен по достоинству и справедливости. Только при таком подходе учащиеся будут осознанно подходить к процессу обучения.

 

Статьи по теме

One thought on “Обобщающий урок русского языка как неродного: “Простое предложение”

  1. Урок откровенно скучный. Скучный текст, скучные задания – одна теория. Ну, научились составлять схемы, а зачем? Что дают эти схемы для овладения языком? Кстати, ответа на вопрос ” что такое искусство?” в тексте нет. Упущена и возможность поработать с орфографией,слово то непростое. Откуда там две буквы ” с”? Однокоренные слова забыты. А ведь можно было поиграть с паронимами “искусный-искусственный” . И вообще для обобщения единственный приемлемый вариант – игра. А то, что предложено, – заумь и напрасно потраченное время. И статьи по теме к теме никакого отношения не имеют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *