Обобщающий урок русского языка как неродного: “Глагол как часть речи и как член предложения”

автор учебников русского языка и литературы, редактор в журналах «Русский язык в казахстанской школе».
Эксперт: в области методики преподавания русского языка, русского языка как второго родного

Урок представляет собой основную организационную единицу учебного процесса; назначение урока состоит в достижении завершенной, но промежуточной цели обучения.

Построение урока русского языка как неродного, или его композиция, представляет собой ряд сменяющихся этапов, в которых разные виды деятельности обучающихся  следуют один за другим.

Цели урока

Образовательные:

  • повторить все изученное о глаголе как о части в течение трёх лет и систематизировать морфологические знания об этой части речи;
  • обобщить сведения о синтаксической роли глагола.

Воспитательные: развивать интерес к красоте, выразительности и действенности слова

Развивающие: формировать умение выражать свои мысли адекватно желаемым действиям.

Ход урока

Методические рекомендации:

Традиционно глагол как часть речи изучается в течение трёх лет с 5 по 7 классы. Попутно раскрывается его синтаксическая роль в предложении. Мы предлагаем урок  подобного типа провести через групповую работу и подойти к распределению учащихся в группах не совсем традиционно. Обычно в состав групп входят учащиеся с разными дидактическими возможностями и способностями, то есть сильные, средние и слабые учащиеся. Такой подход не позволяет в полной мере раскрыться сильным учащимся, они вынуждены замедлять темп своей работы, а слабые учащиеся надеются на помощь и ждут подсказок со стороны сильных учащихся. Поэтому мы предлагаем подобрать более или менее ровный состав групп. Наше видение следующее:

Группа А: учащиеся со слабыми дидактическими возможностями и способностями с устойчивым уровнем знаний о глаголе из 5 класса;

Группа В: учащиеся со средними дидактическими возможностями и способностями с устойчивым уровнем знаний о глаголе из 6 класса;

Группа С: учащиеся с высокими дидактическими возможностями и способностями с устойчивым уровнем знаний о глаголе из 7 класса.

Учителю не надо ставить в известность учащихся о принципе деления на группы, так как и в таких группах будут лидеры и отстающие.

Такой урок требует значительно ресурса времени, поэтому либо это сдвоенный урок, либо два урока. Во втором случае учитель сам должен определить, как разделить материал.

Ко всем заданиям на карточках даются ответы.

Актуализация знаний

Учитель напоминает учащимся, что было изучено ими на предыдущих уроках по теме «Глагол». Вместе с учащимися он составляет опорную схему, которая должна стать своеобразной путеводной звездой данного урока. Она строится с помощью следующих вопросов:

  1. Какие разделы языка изучают глагол в первую очередь?
  2. Как глагол рассматривается в морфологии?
  3. Что говорит о глаголе синтаксис?
  4. Какие морфологические признаки имеет глагол?
  5. Назовите постоянные морфологические признаки глагола.
  6. Теперь назовите непостоянные морфологические признаки глагола.
  7. Какие типы сказуемых может образовывать глагол?

Очевидно, что построение схемы на доске учителем происходит во время фронтального опроса, учащиеся в это же время фиксируют опорную схему у себя в тетрадях.

Организационная форма урока – работа в группах. В составе группы по четыре или шесть человек, т.к. предстоит работать в парах постоянного и сменного состава.

Итак, первый этап работы со схемой – это ее построение.

На втором этапе учитель предлагает учащимся прямо на схеме обозначить номера параграфов соответствующих учебников, в которых раскрывается содержание указанных на схеме понятий.

Далее учащимся дается время для повторения теоретического материала и для его уточнения и консультирования по мере необходимости либо с товарищами по группе, либо с учителем.

Первый этап урока завершается работой в парах сначала постоянного состава, затем в парах сменного состава.

Работа с текстом

В начале этой части урока всем учащимся следует раздать листочки с исходным текстом  «Сила слова» для ознакомления. Данный текст будет служить основой для построения учебной деятельности на втором этапе урока – погружении. Исходный текст должен быть прочитан либо учителем, либо подготовленным учеником. Текст должен прозвучать так, чтобы его художественное воздействие на учащихся было максимальным.

Исходный текст

Сила слова

Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал: «Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!» Но камень – ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился. В это время к камню подъехал всадник. Путник ему и говорит: «Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!» Всадник слез с коня, обвязал камень веревкой, и конь оттащил камень с дороги. «Вот это другое дело», – удовлетворённо сказал путник. «Э-э, нет, – ответил всадник. – Слово-то всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что камень тебе мешает, и я его убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего не получалось».

Далее идёт обычная работа с текстом: разъясняется лексическое значение непонятных для учащихся слов, раскрывается основная мысль текста, отрабатывается значение заголовка.

  • Следует уточнить, насколько понятны учащимся такие слова: путник, наткнуться, всадник, удовлетворённо  – и такие обороты: ни туда ни сюда, бросать слова на ветер.
  • Для облегчения работы учителю и ради экономии времени помещаем здесь словарные статьи из Толкового словаря С.И.Ожегова и Фразеологического словаря.

Путник – путешественник, идущий пешком; странник.

Наткнуться – наскочить на что-то, столкнуться с кем-то, с чем-то.

Всадник – тот, кто едет верхом на коне, лошади.

Удовлетворенно – наречие от удовлетворенный, то есть испытывающий удовлетворение.

Удовлетворение – чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности удовлетворены, исполнены.

Ни туда ни сюда – нет движения ни в какую сторону.

Бросать слова на ветер – говорить без пользы или необдуманно.

Но учитель не должен диктовать словарные статьи для записи или объяснять сам.

Сначала пусть учащиеся поработают самостоятельно:

  • учащиеся в группе А письменно объясняют значение двух существительных – путник и всадник;
  • учащиеся в группе В думают над лексическим значением слов – наткнуться, удовлетворённо;
  • учащиеся в группе С раскрывают значение фразеологического оборота – ни туда ни сюда и устойчивого словосочетания бросать на ветер.

На эту работу следует дать не более 5 минут. Затем учащиеся озвучивают свои записи и уточняют их с помощью поправок, сделанных членами других групп и учителем.

После того, как все непонятные слова (даже те, которыми были названы самими учащимися) были объяснены, учитель проводит беседу по следующим вопросам:

  1. О чём или о ком рассказывается в этом тексте?
  2. Какие действия совершает путник?
  3. Может ли камень ответить на обращение путника?
  4. Кто еще подъехал к камню?
  5. О чём поведал путник подъехавшему всаднику?
  6. Как на это реагировал всадник?
  7. Кто из героев – путник или всадник – вам нравится больше и почему?
  8. Почему всадник сказал, что слово сильнее всего на свете?
  9. Можно ли текст назвать по-другому? Например, «Сила всадника».

Ответы должны быть записаны в тетрадях. Далее эти записи пригодятся для самостоятельной работы учащихся.

Учитель предлагает учащимся поработать с такими глаголами:

  • Группа А: кричит, мешает, наткнулся;
  • Группа В: кричит, мешает, наткнулся, рассказал;
  • Группа С: кричит, мешает, наткнулся, рассказал, догадался бы.

Работа учащихся с глаголами имеет теоретическую основу, которая обозначена параграфами учебника на опорной схеме: рядом с глаголом нужно написать все, что учащемуся известно о нем как о части речи. Напоминаем, какими знаниями обладают учащиеся к этому уроку: время, лицо и число глагола, вид, спряжение, наклонение.

Как видно по таблице, записи учеников в каждой группе становятся все сложнее.  Проверка производится в три этапа: сначала в постоянных парах, затем в парах сменного состава и, наконец, фронтально.

Работа по карточкам

Теперь настало время раздачи карточек для самостоятельного выполнения заданий учащимися. Все карточки имеют уровневые задания:

1-е задание – это обязательный, минимальный уровень;

2-е задание – алгоритмический уровень;

3-е задание – эвристический уровень;

4-е задание – творческий уровень.

Каждое задание состоит из нескольких пунктов, правильное выполнение которых оценивается 1 баллом. Четвертое задание на творческом уровне оценивается по-особому. Здесь на первый план выходят критерии оценивания творческих письменных работ учащихся по русскому языку, во вторую очередь играют роль глаголы, которые были использованы в тексте. Чем больше глаголов, тем выше оценка.

При выполнении заданий в карточках А-1, В-1, С-1 учащиеся в случаях затруднения могут и должны использовать теоретический материал учебника по параграфам, указанным на опорной схеме.

После того, как учитель и сами учащиеся убедились в правильности выполнения предложенных заданий, можно переходить к выполнению заданий алгоритмического уровня на карточках А-2, В-2, С-2. Следует заметить, что за третье задание во всех карточках учащиеся могут получить по два балла, так как фонетический разбор оценивается отдельно.

Задания алгоритмического уровня требуют мобилизации не только нужных на данный момент знаний, но и умения использовать имеющиеся знания по назначению. В то же время они служат базой для выполнения заданий на третьем, эвристическом уровне.

При выполнении заданий по карточкам А-2, В-2, С-2 учащимся понадобится значительно больше времени, чем в первом случае.

Как вы уже видите, в первой карточке учащимся были предложены 4 задания, во второй – три задания.

В третьей карточке им предстоит выполнить всего два задания. Уменьшение количества заданий от карточки к карточке продиктовано тем, что темп продвижения учащихся в освоении  содержания учебного материала будет разный. Поэтому учителю важно, чтобы как можно больше учащихся выполнили задания трех карточек, тем более, что в карточках А-3, В-3, С-3 представлены задания поискового типа, которые основываются на том, как качественно учащиеся выполнили задания двух предыдущих карточек. То есть другими словами можно сказать, что учащиеся все глубже и глубже проникают в содержание учебного материала, как этого и требует урок обобщающего повторения.

Итак, учащиеся подошли к последнему рубежу. Им предстоит заняться достаточно сложной работой, требующей творческих умений и навыков.

Учащиеся группы А должны составить связный текст из ответов, полученных при анализе исходного текста. Для группы А это достаточно трудное задание, так как нужно не просто переписать ответы, следует подумать над тем, как связываются между собой предложения. Если первые шесть ответов являются передачей текстуального содержания, то последние три вопроса – это вывод, над записью которого предстоит хорошо подумать.

Учащиеся в группе В должны придумать собственный текст, ключевыми словами которого являются записанные ими глаголы. Это не менее сложное задание, ведь им будет очень сложно оторваться от содержания исходного текста. С одной стороны, это неплохо: учащиеся имеют перед собой качественный образец. С другой стороны, для создания собственного текста нужно иметь фантазию, а ее будет сдерживать содержание исходного текста.

Самое трудное задание у учащихся в группе С: они должны наполнить собственным содержанием заголовок «Сила слова». Однако, если они будут испытывать затруднение, можно предложить им выполнить задание группы В, но предупредить, что оценка будет на один балл ниже.

Если учащиеся до конца этого этапа урока не успели выполнить задания творческого уровня, то следует дать их как домашнее задание.

Понятно, что такие задания нельзя оценить сразу. Но учащиеся будут иметь возможность получить более высокую оценку. Как и все письменные работы, учитель будет проверять  задания четвертого уровня дома.

Оценивание

И учителю, и учащимся известны нормы оценивания:

  • правильно выполненное задание – 1 балл,
  • частично выполненное (ошибки, неточности, неполный ответ) – 0,5 балла.

Дойдя до четвертой карточки, учащиеся могут иметь от 5 баллов до 10 баллов. При выставлении оценок в журнал можно руководствоваться следующими показателями:

  • оценка «3» при наличии 5-6 баллов,
  • оценка «4» – 7-8 баллов,
  • оценка «5» – 9-10 баллов.

Это первая оценка за урок.

Вторую оценку можно получить при выполнении задания в карточках четвертого уровня. Здесь они оцениваются иначе. К известным для учителей нормам оценивания творческих работ следует добавлять по 1-2 балла:

  • учащимся группы А – за умение делать выводы;
  • учащимся группы В – за максимальное использование записанных глаголов и другое содержание текста;
  • учащимся группы С – за оригинальность формы и содержания.

Вывод: такие уроки долго разрабатываются, но их проведение приносит огромную радость не только учителю, но и ученикам, которые заняты учебной работой «под завязку». Им некогда отвлекаться – надо выполнить все задания и получить хороший результат и хорошую оценку за урок. Учителю тоже некогда отвлекаться – надо учесть все запросы и возможности учащихся. К тому же на таком уроке можно оценить буквально всех учащихся.

Понятно, что такие уроки требуют длительной и тщательной подготовки и что не каждый день можно проводить такие уроки. Но дидактическом празднику всегда есть место в работе учителя!

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *