Разговор пойдет о младшем школьном возрасте: 6-10 лет.
Возраст для преподавателя прекрасный: в начальной школе дети ориентированы на учителя, авторитет которого на первом месте, поэтому не зря всегда перед первым классом родители выбирают не школу, а учителя.
Остаётся дело за малым: учитывая индивидуальные особенности детской психики и личности ребёнка ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ его.
Работа в малой группе или в диаде
Для меня с детьми этого возраста такое обучение идеально соответствует всем психолого-педагогическим требованиям. Учебно-игровая деятельность, взаимодействие с другими детьми и в то же время возможность каждому ребёнку получить свою порцию внимания преподавателя, способствуют комфортному и заинтересованному обучению. Даже «неколлективных» деток можно вовлечь в такие занятия, предоставляя им некое своё «пространство», и даже тех, кто пришёл на эти занятия без своей собственной мотивации к изучению языка (отвечу сразу на вопрос скептиков: да, есть дети, которым самим очень хочется изучать другой язык, но – учиться (= «работать») не очень хочется, как и большинству).
Рекомендуем ознакомиться с онлайн-конференцией “Мотивация. Вовлечение. Игры”
Стремление к самостоятельному, лишённому давления извне, освоению и изучению мира остаётся в этом возрасте естественной потребностью ребёнка. И вот это вот «давление извне» и является нередко камнем преткновения в индивидуальных занятиях с ребёнком – очень часто не он, а его родители решают, чем должен заниматься ребёнок, что ему нужно. То есть мотивация у самого ребёнка отсутствует или не является эффективной.
Ещё сложнее, если ребёнок не «контактный». Оставаясь один на один с таким ребёнком (особенно онлайн), преподаватель нередко испытывает ощущение того, что он наткнулся на стену. Все планы на урок (а порой и профессиональная самооценка) летят в никуда. И это не только во время первой встречи.
А ведь каждый преподаватель очень тщательно готовится к первому уроку: общение с родителями, выяснение интересов ребёнка, подготовка материала, самонастрой.
Что можно посоветовать?
- Первое – не паниковать и не «прыгать с бубнами». Дети прекрасно считывают страх учителя и не терпят фальши.
- Если есть возможность, просто пообщайтесь с ребёнком на родном для него языке, расспросите его об интересах, расскажите о том, чем планируете заниматься с ним, проиллюстрируйте свой рассказ.
- Если родной язык ребёнка не знаете, а по-русски он говорить не хочет (или не может), используйте презентацию с анимацией и привлекайте интерактивные игры.
- В конце концов, просто покажите ему какое-нибудь волшебство (сейчас есть разные программы как на телефоне, так и на компьютере).
Первая встреча – это всегда не только интерес «Ой, как всё это будет?», но и сильный стресс для обоих: и для ребёнка, и для преподавателя (да и для родителей). Главная задача – этот стресс уменьшить (на то, что он исчезнет совсем, рассчитывать не надо, даже если ребёнок и смог расслабиться и начал взаимодействовать с вами).
- Второе: общение с родителями после первого урока (чаще с мамой ребёнка). Да и вообще – общение с родителями. Триада «ученик-учитель-родитель» – рабочая.
- Расскажите о том, как прошла первая встреча.
- Ни в коем случае не давайте оценку ребёнку и его знаниям, даже если родители вас об этом просят, и не поддакивайте, когда мама говорит «Ой, у него\неё совсем плохо с языком да ещё лень вперёд родилась» – помните, как в каком-то фильме: «Это я могу так сказать, а ты – уволена»? Можно сказать, что ребёнок работал на уроке отлично (когда контакт быстро установлен), или что ему нужно чуть больше времени, чтобы раскрыться (могу дать какие-то психологические заметки, которые позволяют родителям согласиться со мной).
В дальнейшем, если ребёнок не делает домашние задания, не учит слова\правила, скрывать не надо, потому что у родителей своё видение процесса обучения и результата и виновным в его недостижении будете вы. Однако это не значит, что я сообщаю о невыполнении каждый раз, когда такое происходит – сначала мы это обсуждаем с ребёнком. Потом – ищем компромисс втроём. Иногда сами родители приходят к пересмотру своих требований и желаний.
Что следует делать всегда всегда – искать индивидуальный подход и вид речевой деятельности, через который возможно быстрее и сильнее замотивировать ученика (особенно это оказалось важным с младшими подростками), и объясняю родителям, почему работа в этом направлении более эффективна.
- Третье. Если хотите использовать на уроке мультфильмы – будьте готовы к тому, что ребёнок будет смотреть на экран с каменным взглядом: на вкус и цвет, как говорится… Поэтому я всегда очень аккуратно, крошечными порциями подаю новые мультфильмы, внимательно наблюдаю за реакцией ребёнка и отбираю те, по которым потом работаем. Позже можно вернуться к тем, которые не подошли в начале. Со сказками, кстати, так же, но здесь у меня есть своя уловка – мультик + «театр»: хоть два-три слова в ответ – уже реакция.
Рекомендуем ознакомиться с докладами конференции “Мотивация. Вовлечение. Игры. Иностранный язык”.
- Четвёртое. То, что рассказывают родители о своём ребёнке, надо, конечно, принимать во внимание. Но всё же – «слушайте» ребёнка.
Одна из последних моих учениц – девочка 10 лет, перцептивный билингв (можно сказать, РКИ). Дома русский язык не особо поддерживается, но мама хочет, чтобы дети говорили на языке. Дети не очень понимают, зачем это нужно, старшие немного читают. И вот пришло время первого урока и я подготовила интересную презентацию, оформленную темой «балет» (мама сказала, что девочка любит балет, смотрела недавно мультфильм о балерине). Занятие прошло не плохо и не хорошо. Длилось оно 30 минут.
И вот, что я заметила за это время: девочка весь урок что-то рисовала. А на следующем уроке я попросила принести к экрану и показать мне любимую игрушку – в ответ моя девочка принесла мне целую охапку коал. Чуть позже моему взору предстали волшебные космические постеры.
В общем, рисовали и писали мы с тех пор на каждом уроке, иногда делали уроки рисования на русском языке (прекрасные уроки и для изучения лексики, и грамматики).
Ну и теперь я знаю почти всё о коалах!!! Они присутствуют в каждой моей презентации для этой ученицы, помогали во время занятий учить алфавит, слова, глаголы, рассказывали сказки и истории. А ещё я полгода учила русскому языку целую группу коал, а моя маленькая 10-летняя ассистентка помогала им отвечать, если те вдруг забывали слово или предложение. Ну а в день космонавтики мы всей нашей дружной командой летали в космос (если затемнить комнаты и включить красивое видео – ощущение реальности происходящего вам будет обеспечено).
Да, раскрытие маленького цветочка один на один происходило не быстро, тут уже проявлялись и черты творческой личности, и черты раннего подростка, но так здорово, когда ты «приходишь» заранее, а тебя там уже ждут или бегут на урок после других занятий, опрокидывая стулья и дожёвывая на ходу сэндвич с ужина.