Аутентичные тексты на занятиях русского языка как иностранного (уровень А1)

Aвтор материала: Костюк Нина Александровна -
кандидат филологических наук, доцент Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургский государственный университет, Филологический факультет.

Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

В современной лингвистике существует множество определений понятия “текст”, но мы ограничимся лишь некоторыми из
них.

Текст – это

  • Для заявленной темы существенно, что текст рассматривается как высшая коммуникативная единица, которая представляет собой осмысленную последовательность вербальных (словесных) знаков.
  • Ведь язык существует ради коммуникации, и осуществляется коммуникация в текстах
  • текст – носитель смысла, находящего выражение в его структуре и языковых средствах, – становится посредником между филологической наукой и практикой обучения языку – и родному, и иностранному.

Такое понимание текста дает основания утверждать, что сегодня текст становится единицей обучения в практике преподавания РКИ

  • Текст называется аутентичным, если он создан носителем языка и предназначен для носителей языка.

При обучении русскому языку на уровнях А1 и А2 (т. е. на элементарном и базовом уровне владения языком) практически всегда используются учебные тексты. Существует очень небольшое количество адаптированных художественных текстов, которые отвечают требованиям отбора текстов для определенного уровня владения языком.

Таких текстов в современных учебниках насчитывается не более 3–5 % от общего количества всего текстового материала.

Особенности аутентичных текстов

  • Для уровня А1 и А2 необходимо отбирать тексты с очень высокой концентрацией грамматического материала.

Этот принцип должен выдерживаться во всех текстах без исключения, поскольку усвояемость грамматики, содержащейся в аутентичных текстах, намного выше по сравнению с текстами “традиционными”.

  • Аутентичные тексты служат основой для развития навыков чтения и говорения, а также овладения грамматикой, т. е. получения грамматических навыков, что является обязательным условием для формирования навыков чтения, письма, говорения и аудирования в том числе.

Работа с отрывком из последней книги Т. Толстой “Легкие миры”

Текст при этом не адаптирован, а только сокращен.

Студенты получают этот текст в качестве домашнего задания. Предполагается, что на занятиях отработана актуальная для данного отрывка грамматическая тема (с использованием учебных текстов). Чтение аутентичного текста относится к завершающему этапу работы над данной грамматической темой.

Задание 1.

а) Прочитайте текст со словарём.
б) Найдите и подчеркните в тексте глаголы в прошедшем времени.

Цель притекстового задания “найдите и подчеркните” – проиллюстрировать функционирование грамматических форм в речевом произведении. Задание направлено на формирование грамматического навыка, одной из стадий которого является наблюдение
и анализ,то есть восприятие типовой языковой структуры.

Задание 2. Напишите инфинитивы глаголов и их перевод.

рожала – ____________ прощала – ____________
готовила – ____________ ненавидела – _________
стирала – ____________ собирала – ____________
гладила – ____________ провожала – ____________
ждала – ____________ хоронила – ____________
любила – ____________ мыла – ____________
плакала – ____________ ставила – ____________
проклинала – ____________

Задание 3. Напишите, как жила эта женщина.

Задание 4. А) Сегодня в школе дети рассказывают (tell), какие у них бабушки и дедушки и что они делали в жизни. Прочитайте рассказ Антона о дедушке.

Б) Посмотрите на таблицу и скажите, что рассказали другие дети.

В) А теперь напишите (расскажите) о Вашей бабушке (или о вашем дедушке)

Важно, что все предложенные студентам задания так или иначе связаны с содержанием и тематикой текста.

Так, после чтения текста преподаватель вместе со студентами вычленяет из него определенную грамматическую, лексическую и фактическую информацию, а затем, выполняя условно-коммуникативные упражнения, выводит студентов на уровень подготовленной монологической речи, что и является целью занятия.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *