В современной лингвистике существует множество определений понятия “текст”, но мы ограничимся лишь некоторыми из
них.
Текст – это
- Для заявленной темы существенно, что текст рассматривается как высшая коммуникативная единица, которая представляет собой осмысленную последовательность вербальных (словесных) знаков.
- Ведь язык существует ради коммуникации, и осуществляется коммуникация в текстах
- текст – носитель смысла, находящего выражение в его структуре и языковых средствах, – становится посредником между филологической наукой и практикой обучения языку – и родному, и иностранному.
Такое понимание текста дает основания утверждать, что сегодня текст становится единицей обучения в практике преподавания РКИ
- Текст называется аутентичным, если он создан носителем языка и предназначен для носителей языка.
При обучении русскому языку на уровнях А1 и А2 (т. е. на элементарном и базовом уровне владения языком) практически всегда используются учебные тексты. Существует очень небольшое количество адаптированных художественных текстов, которые отвечают требованиям отбора текстов для определенного уровня владения языком.
Таких текстов в современных учебниках насчитывается не более 3–5 % от общего количества всего текстового материала.
Особенности аутентичных текстов
- Для уровня А1 и А2 необходимо отбирать тексты с очень высокой концентрацией грамматического материала.
Этот принцип должен выдерживаться во всех текстах без исключения, поскольку усвояемость грамматики, содержащейся в аутентичных текстах, намного выше по сравнению с текстами “традиционными”.
- Аутентичные тексты служат основой для развития навыков чтения и говорения, а также овладения грамматикой, т. е. получения грамматических навыков, что является обязательным условием для формирования навыков чтения, письма, говорения и аудирования в том числе.
Работа с отрывком из последней книги Т. Толстой “Легкие миры”
Текст при этом не адаптирован, а только сокращен.
Студенты получают этот текст в качестве домашнего задания. Предполагается, что на занятиях отработана актуальная для данного отрывка грамматическая тема (с использованием учебных текстов). Чтение аутентичного текста относится к завершающему этапу работы над данной грамматической темой.
Задание 1.
а) Прочитайте текст со словарём.
б) Найдите и подчеркните в тексте глаголы в прошедшем времени.
Цель притекстового задания “найдите и подчеркните” – проиллюстрировать функционирование грамматических форм в речевом произведении. Задание направлено на формирование грамматического навыка, одной из стадий которого является наблюдение
и анализ,то есть восприятие типовой языковой структуры.
Задание 2. Напишите инфинитивы глаголов и их перевод.
рожала – ____________ прощала – ____________
готовила – ____________ ненавидела – _________
стирала – ____________ собирала – ____________
гладила – ____________ провожала – ____________
ждала – ____________ хоронила – ____________
любила – ____________ мыла – ____________
плакала – ____________ ставила – ____________
проклинала – ____________
Задание 3. Напишите, как жила эта женщина.
Задание 4. А) Сегодня в школе дети рассказывают (tell), какие у них бабушки и дедушки и что они делали в жизни. Прочитайте рассказ Антона о дедушке.
Б) Посмотрите на таблицу и скажите, что рассказали другие дети.
В) А теперь напишите (расскажите) о Вашей бабушке (или о вашем дедушке)
Важно, что все предложенные студентам задания так или иначе связаны с содержанием и тематикой текста.
Так, после чтения текста преподаватель вместе со студентами вычленяет из него определенную грамматическую, лексическую и фактическую информацию, а затем, выполняя условно-коммуникативные упражнения, выводит студентов на уровень подготовленной монологической речи, что и является целью занятия.
Статьи по теме
- Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры
- Играем на уроках русского языка: интернет-лото как инструмент интерактивности
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Простое предложение”
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- Ролевая игра по фрагментам фильма “Питер FM” на уроках русского языка как иностранного