Сформировать грамотное письмо – задача не из легких. Совершенно очевидно, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбирать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.
Помочь в этом могут мнемотехнические приемы.
В настоящее время в области русского языка разработано немало мнемонических приемов: звуковые ассоциации, ассоциативные рисунки
(графический способ), рифмовки, рассказы-ассоциации, «буквы-образы», схематично-рисуночная мнемоника, комбинированный метод.
Задача учителя и ученика найти оптимальный для них, удовлетворяющий всем индивидуальным особенностям.
Словарные слова и правила
Большое количество ошибок допускается в словарных словах, которые необходимо выучить наизусть.
- Работа с ассоциациями. Ассоциации можно подбирать по принципу «в словарном слове спряталось слово-подсказка».
Например, фиолетовый (в этом словарном слове «спрятались» сразу и фамилия, и имя, и отчество человека, сокращенно ФИО); участвовать (быть частью (частичкой).
А известный забавный каламбур А.П.Чехова помогает запомнить правописание слова мужчина: «Настоящий мужчина состоит из МУЖа и ЧИНа». Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина: ЖЕНа ЩИ НА плите варит.
- Работа с графикой. Для того чтобы запомнить написание слова, ученик «трудную» букву представляет в виде рисунка.
Методическая работа на занятии:
1. Находим место в слове, где можно допустить ошибку.
2. Подчеркиваем букву.
3. Ищем сходство буквы с предметом или явлением.
4. Пишем слово, а вместо трудных букв рисуем ассоциацию.
Можно дать домашнее задание по составлению словарика словарных слов на основе этого приема.
- Фонетический прием (стишки-рифмовки)
Например, при изучении спряжения глаголов.
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, – СЯ не терять.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть,
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть,и вертеть,
И обидеть, и терпеть–
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
А еще:смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
- Прием схожести.
Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:
- Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.
- Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).
- Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).
Или вариант предложенный И.Д. Агеевой в пособии «Занимательный словарик». Суть его заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он
был связан со словарным словом какимто общим признаком: цветом, формой, вкусом, назначением, местом расположения и т.д.
Например, Берёза (по цвету) – б…лая.
- Прием сторителлинга
В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них неизбежны.
Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его корне букву О.
Чтобы запомнить, как пишется это слово, придумываем историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
Можно заполнять с учениками словари историй (на уроке и дома).
Резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность,
Другие статьи автора
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Творческие задания на уроках русского языка
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- Учебный кроссворд: как и где составить
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
Статьи по теме
- Summary (конспект) книги К. Дуэк “Гибкое сознание”
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Технология создания инфографики
- Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- 4 книги по ораторскому мастерству для преподавателя (обзор)