Мнемонические приемы на уроках русского языка

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Сформировать грамотное письмо – задача не из легких. Совершенно очевидно, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбирать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Помочь в этом могут мнемотехнические приемы.

В настоящее время в области русского языка разработано немало мнемонических приемов: звуковые ассоциации, ассоциативные рисунки
(графический способ), рифмовки, рассказы-ассоциации, «буквы-образы», схематично-рисуночная мнемоника, комбинированный метод.

Задача учителя и ученика найти оптимальный для них, удовлетворяющий всем индивидуальным особенностям.

Словарные слова и правила

Большое количество ошибок допускается в словарных словах, которые необходимо выучить наизусть.

  • Работа с ассоциациями.  Ассоциации можно подбирать по принципу «в словарном слове спряталось слово-подсказка».

Например, фиолетовый (в этом словарном слове «спрятались» сразу и фамилия, и имя, и отчество человека, сокращенно ФИО); участвовать (быть частью (частичкой).

А известный забавный каламбур А.П.Чехова помогает запомнить правописание слова мужчина: «Настоящий мужчина состоит из МУЖа и ЧИНа». Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина: ЖЕНа ЩИ НА плите варит.

  • Работа с графикой. Для того чтобы запомнить написание слова, ученик «трудную» букву представляет в виде рисунка.

Методическая работа на занятии:
1. Находим место в слове, где можно допустить ошибку.

2.  Подчеркиваем букву.

3.  Ищем сходство буквы с предметом или явлением.

4. Пишем слово, а вместо трудных букв рисуем ассоциацию.

Можно дать домашнее задание по составлению словарика словарных слов на основе этого приема.

  • Фонетический прием (стишки-рифмовки)

Например, при изучении спряжения глаголов.

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, – СЯ не терять.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть,

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть,и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на – ить,

Исключая брить, стелить.

А еще:смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и обидеть,

Гнать, держать, терпеть, вертеть,

А еще дышать, смотреть!

  • Прием схожести.

Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:

  1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.
  2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).
  3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).

Или вариант предложенный И.Д. Агеевой в пособии «Занимательный словарик». Суть его заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он
был связан со словарным словом каким­то общим признаком: цветом, формой, вкусом, назначением, местом расположения и т.д.

Например, Берёза (по цвету) – б…лая.

  • Прием сторителлинга

В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них неизбежны.

Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его корне букву О.

Чтобы запомнить, как пишется это слово, придумываем историю.

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Можно заполнять с учениками словари историй (на уроке и дома).

Резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *