Главная идея книги: существует 2 типа людей, первый тип людей – люди с установкой на данность – закрыты ко всему новому и боятся неудач. Второй тип людей – люди с установкой на рост – не воспринимают неудачи как угрозу своему эго, адекватно относятся к критике и открыты новым идеям.
Кому читать: учителям, родителям, супругам.
Интересно: практические задания, живые кейсы, истории великих учителей, рекомендации о том, как правильно хвалить учеников/детей, упражнения на развитие установки на рост в разных сферах жизни, объяснение процессов и причин на научной основе.
Два типа установок
Установка на данность
Приходилось ли вам встречать людей, которые одержимы только одной целью – самоутверждением? В классе, в карьере, в отношениях с другими людьми. Такие люди в любой ситуации испытывают потребность доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию. Каждая ситуация оценивается ими с позиции: «Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?»
Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное — результат, демонстрация таланта.
Установка на рост
Но существует и другая установка, установка на рост. Это вера, что желанные качества можно в себе развить, и эта установка разжигает страсть к обучению. Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие, если можно использовать его для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем цепляться за то, что проверено, если можно опробовать неизведанное, что раздвинет ваши горизонты.
Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении, даже тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост.
Установка на рост позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.
Как работают установки
Чтобы лучше понять, как работают эти два типа установок, представьте себе как можно нагляднее, что вы человек, у которого день действительно не задался.
Итак, сегодня вы пошли на очень важное для вас занятие, которое вам по-настоящему нравится. Ваш тренер вернул вам проверенные контрольные работы, вы получили тройку с плюсом. Вы крайне разочарованы. Добравшись вечером до дома, вы обнаружили квитанцию за оплату штрафа за неправильную парковку. Вконец расстроившись, вы позвонили лучшей подруге, другу, чтобы поделиться своими переживаниями, но она, он от вас как бы отмахнулись.
- Что вы подумаете?
- Как вы себя почувствуете?
- Что вы сделаете?
Вот как на эти вопросы отвечают люди с установкой на данность: «Я ощутила бы себя отвергнутой», «Я бы подумала, что я неудачница», иными словами, они восприняли бы случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости.
И вот что эти люди в такой ситуации подумали бы о своей жизни: «Моя жизнь просто жалкая», «Жизнь не справедлива и все усилия напрасны», «Я самый несчастный в мире человек».
На самом деле, речь идет только об отметке, квитанции и неудачном звонке.
Может, так говорили люди с очень низкой самооценкой? Или пессимисты? На самом деле нет, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они чувствуют себя точно такими же оптимистичными, умными, привлекательными и достойными уважения людьми, как и люди с установкой на рост.
Как же они выйдут из затруднительного положения? «Я не стану больше вкладывать столько времени и усилий, чтобы проявить себя», «Не буду ничего делать», «отлежусь, съем шоколадку».
Что тут можно сделать? Люди с установкой на рост говорят:
«Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, с земельным налогом, и узнать у подруги, не случилось ли с ней что-нибудь в тот день», «подумаю над тем, как изменить метод подготовки к очередному тесту, оплачу штраф, и при следующем же разговоре выясню, что с моей подругой не так».
Кто не расстроиться в подобных обстоятельствах? Никто не рад плохой оценке, размолвке с подругой. Однако люди с установкой на рост не клеймили себя и не разводили руками в бессилии. Они, хотя и чувствовали себя подавленными, были готовы взять на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением.
Определяем свою установку
Хотите знать, какая у вас установка? Ответьте на следующие вопросы об интеллектуальном потенциале человека.
- Ваши умственные способности – это ваше основополагающее качество, и вам не дано что-либо существенно изменить.
- Вы можете осваивать новые знания, но вы не способны изменить свой уровень интеллекта.
- Не важно, какой у вас уровень интеллекта, вы всегда можете его значительно повысить.
- Вы всегда можете стать намного умнее.
«Да» на вопросы 1 и 2 ответят люди с установкой на данность. Положительные ответы на вопросы 3 и 4 отражают установку на рост. Какая позиция вам ближе?
Теперь попробуем ответить на вопросы об установках на особенности вашей личности
- Вы человек определенного типа, и вы немного можете сделать, чтобы изменить это.
- Неважно, к какому типу вы относитесь, – вы всегда можете существенно измениться.
- Вы можете многое делать по-другому, но ваши способности изменению не подлежат.
- Вы всегда можете изменить те или иные основополагающие качества, которые делают вас таким, какой вы есть.
Здесь уже вопросы 1 и 3 выражают установку на данность, а вопросы 2 и 4 – установку на рост. С чем вы в большей степени согласны?
Попробуйте ответить на вопрос:
Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?
- Когда я не делаю никаких ошибок.
Когда что-то для меня легко, а другие люди не могут это сделать. - Когда я долго работаю над чем-то и вдруг решение начинает вырисовываться у меня в голове.
Ответ номер два говорит о наличии установки на рост.
Работаем с установкой
Все люди, осознанно или нет, постоянно ведут хронику того, что с ними происходит, анализируют, что означает происходящее, и решают, что им следует делать.
Люди с установкой на данность очень и очень внимательно оценивают каждый бит информации.
У людей с установкой на данность: «хорошие новости» вызывают чрезвычайно сильную позитивную реакцию, а плохие – крайне негативную.
Люди с установкой на рост также постоянно ведут мониторинг происходящего, но их внутренний монолог производит оценку по-другому.
Люди с установкой на рост воспринимают информацию с точки зрения ее полезности для обучения и планирования конструктивных действий на будущее: «Какой урок из этого я могу извлечь?»; «Как я могу стать лучше?»; «Как я могу помочь своему партнеру справиться с этим успешнее?»
Практические задания:
– Подумайте о ком-нибудь с глубоко укоренившейся установкой на данность. Вспомните, как он или она постоянно пытается самоутвердиться и настолько он сверхчувствителен к любым намекам на то, что он, возможно оказался не прав или допустил ошибку. Вы никогда не задавались вопросом, почему подобные люди так себя ведут?
– Подумайте о ком-нибудь из ваших знакомых, кто успешно применяет установку на рост, – о ком-то, кто понимает, что важные качества можно культивировать. Подумайте о том, как подобные люди реагируют на препятствия. Вспомните, что они делают, чтобы расширить пределы своих возможностей. В какую стороны вы, возможно, захотели бы изменить или развить себя?
– Теперь представьте, что вы решили выучить новый язык и записались на курс. После нескольких занятий преподаватель вызывает вас к доске и начинает засыпать вопросами.
Поставьте себя в положение человека с установкой на данность. Для ваших способностей настал момент истины. Вы чувствуете, как все взгляды прикованы к вам? Вы видите по выражению лица преподавателя, что он оценивает вас? Вы испытываете напряжение, ощущаете, как ваше эго дрожит и корчится? Какие еще мысли и чувства в вас зарождаются?
А теперь настройтесь иначе – на установку на рост. Вы новичок, поэтому вы здесь и оказались. Вы пришли, чтобы учиться. Чувствуете, как напряжение отступает? Ощущаете, как ваш ум активируется, становится более восприимчивым?
Идея такова: вы способны изменить свою установку.
Хвалите детей за усилия.
Избегайте позитивных/негативных ярлыков и оценочных суждений
Лучшее, что можно сделать для ребёнка, — научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.
Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность — если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка.
Пример 1
Прислушайтесь: “Ты выучил урок так быстро! Ты у меня такой умный” или “Да она даже не готовится к урокам, просто природные данные, не знаю как она это делает”
С первого взгляда это кажется словами поддержки и похвалой. Но какие выводы делает ребенок: “Если я не смогу быстро выучить урок, я не умный”. “Если я не смогу ответить на уроке без подготовки, мама поймет, что никакого дара у меня нет, я не особенная, я такая же как все, а может и хуже”.
Раздавая детям даже позитивные ярлыки («одаренный», «талантливый» и «гениальный»). Мы не хотим отбить у них охоту к испытаниям и лишить перспективы на успех. Но по факту делаем именно это.
После исследований, психологи пришли к выводу: похвала в адрес интеллекта детей снижает их результаты и подрывает мотивацию (примеры экспериментов вы найдет в книге – примечание редакции).
Как же быть? Перестать хвалить? Нет. Держаться подальше от определенного типа похвал — от похвалы уму и таланту. Хвалите детей за процесс, за усилия и настойчивость. “Ты подготовился к тесту и твои оценки стали лучше. Ты прочитал все несколько раз, потратил на это свое время и усилия, поэтому сдал тест. Вот это дело.”
Пример 2
Иногда дети сами себя оценивают и навешивают ярлыки. Вот какую историю рассказал Хаим Гинотт о 14-летнем Филиппе. Подросток работал вместе с отцом и нечаянно опрокинул коробку с гвоздями. Те рассыпались по всему полу. Филипп посмотрел на отца виновато и сказал:
- Филипп: Ну вот! Какой же я косорукий.
- Отец: Это не то, что мы говорим, когда гвозди рассыпаются.
- Филипп: А что нужно сказать?
- Отец: Нужно сказать: «Гвозди рассыпались – я их соберу!»
- Филипп: И все?
- Отец: И все.
- Филипп: Спасибо, папа.
Не судите! Учите! Научить можно всему.
Преподаватель как пример
Учителя с установкой на рост любят учиться. А преподавание – это замечательный способ обретения новых знаний. Преподаватели с установкой на данность обычно смотрят на себя как на законченный продукт. Их роль заключается в передаче своих знаний, и не более того. Но разве не скучно год за годом делать одно и то же?
А вы какой преподаватель? С установкой на рост или с установкой на данность?
Другие статьи автора
- 5 письменных техник эффективного запоминания
- 7 идей как отметить окончание учебного года с учениками
- 5 идей для формативного оценивания на уроке
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- Летнее чтение: 5 must-read книг для проактивного педагога
- Профессиональное развитие педагога: практикум (по материалам книги «Developing teacher», Duncan Foord)