Для формирования навыков хорошей письменной речи и внимательного чтения в деловой практике необходимо знакомить студентов с большим объемом слов профессиональной направленности и вырабатывать в них умение складывать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Современные учебники и программы учебного предмета “Русский деловой язык” для иностранцев необходимо дополнить знаниями и словарем профессионального характера, так как среди учащихся нередко встречаются студенты, не имеющие экономического или юридического образования, но желающие освоить деловой русский язык.
Этапы работы
- При изучающем чтении деловых текстов непременно нужно спрашивать учащихся, все ли слова,
встречающиеся в тексте, известны, понятны. - Работа с индивидуальными словариками.
Индивидуальные словарики должны быть у каждого студента, куда они записывают слова из любого прочитанного ими текста (договоры, акты, газеты, журналы, деловые письма).
- Для контроля словарных навыков весьма эффективны различного рода диктанты.
Вариативный диктант обеспечивают самостоятельность учащихся, обмениваясь тетрадями, они могут проверять ошибки друг у друга.
- Работа с игровыми упражнениями.
Игра «Закончи слово».
В этой игре студенты пытаются закончить слова, которые будут начинаться, например, на слоги ра-, зем-, па-. Преподаватель кидая каждому из учащихся мяч и говорит первый слог слова, ученики же должны будут поймать мяч и, кинув его обратно преподавателю, договорить это слово (то есть закончить слово).
Сначала все студенты заканчивают слова, начинающееся на слог -ра-, а потом можно каждому из них задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
Игры-ассоциации – «Угадай слово», «Построй предложение», «Повтори предложение соседа и придумай продолжение» и др.
- Как объяснить слово? Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях учащиеся могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного
толкования.
Варианты объяснения
а) путем подбора к нему синонимов (форс-мажорные обстоятельства – чрезвычайные обстоятельства);
б) путем перечислений объектов (признаков, явлений, действий), общую группу которых называют данным словом (ценные бумаги – акции, облигации, вексель, чек, коносамент, депозитные и сберегательные сертификаты, складское свидетельство);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путем родовидового определения (траст — институт доверительной собственности, связанный с передачей имущества учредителем (бенефициаром) траста и своих имущественных прав, принадлежащих ему в силу права собственности, на определенный срок доверительному собственнику).
Словарные упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение студентами новых слов только в том случае, если применять разнообразные приемы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова.
Используем следующие задания:
1) различные виды работы со словарем;
Например, выписывание из словаря слов по определенным смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “возмещение”, “вежливые слова в деловой переписке” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: срочный, урегулированный; имена существительные: субъекты, лицензия и др. Приветствуются и собственные классификации студентов).
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон студента;
Например, подбор однокоренных слов
– Адрес, адресат, адресант, адресный, переадресовка и др.
– Голос, голосование, голосом и др.
– Давить, давка, давление (давление на конкурента) и др.
– Иск, исковое (заявление), истец, искать и др.
– Дар, дарить, дарение, дарственная, даритель, даром, благодарность, одаренность, подарок,
бездарный, неблагодарный, благодаря и др.
– Деликт деликтная (ответственность), делинквент, делинквентность и др.
– Позиция, диспозиция, диспозитивность, позиционирование (товара) и др.
– Писать, перепись (населения), письмо, переписка, письменный, переписной (лист), писатель и др.
– Терпеть, терпение, потерпевший, терпеливость, терпеливый, терпимый и др.
– Требовать, требование, потребитель, потребление, потребительство, потребность и др.
– Право, править, управомоченный, правитель, правомерный, правило, правильный, правительство, правонарушение, правоотношение, правопорядок, правопреемство, правосознание, правоспособность, правосудие, правотворчество и др.
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет студентам глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри
фонаря огонек;
Например, для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются студентами.
К примеру, взаимозачет, владелец, вымывание, голосование, дарственная (договор дарения), паенакопление, перепродажа, перераспределение (доходов), прайс-лист, профсоюз, телешопинг, телохранитель.
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль более точно;
Синонимичные слова:
спасибо – благодарю
одарить – наградить
табель – таблица
тариф – цена
прайс-лист – прейскурант
теневой рынок – незаконный рынок
Антонимичные слова:
медведи – быки
оптовый – розничный
продавец – покупатель
макроэкономика – микроэкономика.
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово.6) различные виды работы с устойчивыми выражениями, отрывками из публикаций, деловых документов; разгадывание кроссвордов.
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов деловые письма и документы.
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас студента, развивает навыки грамотного употребления слов и внимательного отношения к языку.
“Всегда на плаву” (Always afloat)
Определение
Условие, обязывающее фрахтователя направлять судно в такой порт и к такому причалу, где оно
не касалось бы дна при входе и выходе из порта и в ходе грузовых работ.
Пример
Стороны внесли в договор фрахтования чартерную оговорку «Всегда на плаву».“Выход в люди” (сленг) (Making one’s way (in life)
“Выход в народ” (Getting on in world)
“Выход на публику” (Appearance on public)
Определение
Первая широкая распродажаценных бумаг после регистрации.
Пример
Если акционерное общество действовало в течение нескольких лет, первоначальная регистрация
перед “выходом в люди” может быть трудной и дорогостоящей.
Итак, как мы выяснили, словарная работа является непростой задачей для иностранного учащегося, но она не может пройти мимо него, т.к. работа над словом может стать камнем преткновения в изучении языка.
Статьи по теме
- Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Как бесплатно и быстро создать сайт на WordPress
- Профессиональное развитие педагога: практикум (по материалам книги «Developing teacher», Duncan Foord)
- 4 сервиса для создания виртуальных экскурсий
- Топ-10 бесплатных мультимедийных помощников на уроке английского языка