“Технологии медиации в образовательном пространстве”: программа для специалистов, отвественных за медиацию в школе

Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.

Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.

Можно говорить о том, что педагогическое взаимодействие является потенциально конфликтным, поскольку в нем встречаются люди разного возраста, обладающие различными статусами, уровнем эрудиции, жизненным опытом, ценностям и представлениями о нормативном поведении. Помимо этого, существенным фактором конфликтогенности педагогического взаимодействия является зачастую различный взгляд на его цели, а также допустимый или неприемлемый стиль взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.

Читайте также: “Школьная медиация: программа подготовки учащихся из числа медиаторов” и “Медиация: решаем конфликты по-новому“.

Предлагаем программу подготовки специалистов, ответственных за организацию служб медиации в образовательном учреждении.

Целью программы является обучение специалистов, ответственных за организацию служб медиации в образовательных учреждениях, основам деятельности педагога-медиатора в образовательном учреждении
Программа рассчитана на 20 аудиторных часов.

Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги.

Учебно-тематический план курса «Технологии медиации в образовательном пространстве»:

Учебный план

Занятие 1. Медиация конфликтов: основные понятия

Задачи:

  • Знакомство с понятиями «медиация», «модерация», «фасилитация» конфликтов.
  • Знакомство с правилами и этапами медиации
  • Формирование навыков медиации

Материалы: доска-флипчарт, бумага для записи формата А4, комплект маркеров, бэйджи, бумажные стикеры с клейким краем, карточки для игры в «С-О».

Ход занятия:

Приветствие. Ведущий сообщает о цели и задачах учебного курса. Предлагает участникам подписать и надеть бэйджи.

Знакомство. Участникам предлагается назвать себя, свою должность и кратко сформулировать ожидания от данного учебного курса. Ожидания предлагается написать на стикерах и наклеить на флипчарт.

Рисунок «Что такое медиация конфликтов?».

Цель: диагностика  представлений участников о медиации и функциях медиатора в образовательном учреждении.   Ведущий предлагает участникам нарисовать на листах формата А4 объект или явление, с которым можно было бы сравнить медиацию. Участники также могут создать реалистичный портрет медиатора и изобразить атрибуты его профессиональной деятельности.  После завершения всеми процесса рисования, ведущий предлагает каждому представить свой рисунок, дать ему несколько характеристик. Предлагает группе обсудить выявленные сходства в представлениях участников о медиации.

Подводя итоги групповой дискуссии, ведущий приводит несколько примеров определений медиации. Демонстрирует их в презентации на экране (или обращает внимание участников к раздаточному материалу).

Игра «С-О» (автор Сидоренко Е.В.).  

Цель: знакомство со стратегиями взаимодействия в диаде.

Инструкция: “Это игровая методика, которая развивает навыки эффективного взаимодействия с партнером. Есть заданные условия. Игра проводится в парах. Каждый участник получает две карточки. На одной карточке – буква “С”, на второй –  “О”.

Игра проходит в три этапа. На каждом этапе участники одновременно предъявляют друг другу по одной карточке, не договариваясь и не обсуждая выбор. Участникам демонстрируется таблица с условиями “встречи” “С” и “О”.    Если в парах встречаются “С” и “С”, каждый из участников получает по +6. Если встречаются “С” и “О”, участник, показавший “С” получает  “- 6”, а показавший “О” получает “+12”. Если встречаются “О” и “О” – участники получают по “0”.

Таблица с условиями рисуется на доске. 

По итогам трех «встреч» участники подсчитывают общую алгебраическую сумму и результат каждого.

Отвечают на вопросы ведущего: Как делали выбор в первый раз? Что повлияло на выбор во второй и третьей «встречах»? Какая стратегия обеспечивает максимальный индивидуальный результат в игре? Какая – максимальную сумму баллов в паре? Какое поведение способствует позитивному взаимодействию, а какое мешает ему?

Игроки делают выводы о достоинствах и недостатках разных стратегий взаимодействия: “С” – сотрудничества и “О” – обособления.

Составляется список известных участникам стратегий взаимодействия в диаде.

Презентация «Этапы медиации».

Ведущий дает краткое описание этапов или шагов медиации. Приводит пример метафоры «Путешествие через неизвестную местность» (А. Редлих, Е. Миронов, 2009).

Этап 1. Согласование задачи медиации

Этап 2. Формирование межличностного контакта

Этап 3. Определение тем конфликта

Этап 4. Прояснение точек зрения участников конфликта

Этап 5. Поиск креативных решений

Этап 6. Обеспечение реализации принятых решений  Ведущий  раскрывает содержание процедуры знакомства медиатора с клиентом на предварительной встрече.

Цель предварительной встречи – прояснение с клиентом цели, задач медиации и ожидаемого результата. Проговариваются функции медиатора. Итогом этапа является заключение договора. Участникам предлагается пример вводной беседы. В формате ролевой игры ведущий работает с парой (добровольцы из группы предлагают ситуацию из практики).    Пример вводной беседы медиатора с клиентами.

 

«Медиатор: Мне приятно познакомиться с вами. Сегодня мы можем с вами обсудить, что такое медиация. Хочу отметить, что я не обладаю готовыми решениями. Я могу помочь вам прояснить ситуацию и отношения между вами.   Медиатор не является арбитром или экспертом. В процессе медиации мы открыты любому решению. 

Я расскажу вам о самом процессе медиации. Сначала я проведу разговор с каждым из вас, чтобы понять, как вы представляете себе ситуацию. Эти беседы – строго конфиденциальны. В конце беседы мы обсудим, что из сказанного мы можем донести до второй стороны. Если вы будете готовы для медиации вместе – мы заключим договор.   Обсудим плюсы и риски медиации.

Структура медиации прозрачна. В ходе встреч мы собираем темы конфликта. Затем выстраиваем их иерархию по степени важности для вас. Далее работаем с каждой из тем, выясняем какие причины за ней стоят? Вы сможете, как минимум, прояснить ситуацию. 

На следующем шаге мы будем искать возможные решения. Насколько они понятны и выполнимы. Рассмотрим, как мы сможем отслеживать их выполнение. Если решение выработано – мы встретимся еще раз, чтобы посмотреть, работает ли оно.   Мы не знаем, сколько потребуется встреч. И результаты медиации могут быть любыми. Если вы поймете, что единственным решением может быть прекращение отношений, мы с вами найдем самые безболезненные способы для реализации этого решения и выберем оптимальную дистанцию.  

Мы не являемся адвокатами какой-либо стороны. Если вы обратитесь в суд, мы не имеем права давать показания в суде. Иногда у одной из сторон может появиться ощущение, что я нахожусь на стороне оппонента. Но далее я обращусь и к оппоненту, чтобы понять обе стороны и помочь вам понять себя.  Мы все время будем объяснять, что мы делаем, на каком этапе медиации находимся. Если у вас возникнет ощущение, что вы чего-то не понимаете, или что-то идет не так, я прошу сказать это медиатору. Вы можете это сделать и после сеанса медиации, позвонив мне по телефону». 

Ключевой вопрос первого этапа к участникам медиации: «Допустим медиация прошла успешно. Что изменилось?»   Ведущий проводит с группой обсуждение вводной беседы и процедуры заключения договора на проведение медиации.

Ведущий раскрывает содержание второго этапа медиации «Формирование межличностного контакта».

Цель этапа: сформировать доверие участников друг к другу.   Предлагается  прием позитивного описания личности оппонента. «Расскажите, что Вам нравится в партнере?». Работа проводится в подгруппах  по 3 человека. Каждый из участников составляет список  позитивных характеристик внешности и личности одного из партнеров  и озвучивает их. Один в тройке выполняет роль «медиатора», двое – «участников медиации».  Второй вариант упражнения. Ведущий предлагает паре добровольцев из группы два набора карточек с позитивными характеристиками. Они выбирают те характеристики, которые подходят оппоненту и зачитывают их.

Упражнение «Story telling». Группа делится на подгруппы из 3-х человек (используя правило «нового партнера»).

Цель: знакомство с приемом «Story telling», актуализация навыков активного слушания и навыков наблюдения.  Каждому участнику подгруппы предлагается рассказать пример из своей практики, отвечающий на вопрос «Что делает мою профессию привлекательной для меня?». Участники получают роли «рассказчика», «активного слушателя» и «наблюдателя». Каждый в тройке должен проработать все три роли. «Рассказчик» делится подробностями своей истории с партнерами. «Активный слушатель» задает уточняющие вопросы. Наблюдатель следит за процессом, отмечает особенности слушания и говорения. По окончании рассказа делится своими наблюдениями с партнерами.   Ведущий проводит в группе обсуждение достоинств каждого из приемов.

Завершение работы. Ведущий предлагает каждому участнику озвучить то, что запомнилось ему больше всего в ходе занятия.

Занятие 2. Этапы медиации

Задачи:

  • Знакомство с этапами процесса медиации
  • Актуализация знаний о конфликте, видах конфликта, его субъектах,  составляющих и динамике.
  • Освоение приемов медиации.

Материалы: доска-флипчарт, бумага для записи формата А4, комплект маркеров, бэйджи.

Ход занятия:

Приветствие

Ведущий раскрывает содержание третьего этапа медиации «Определение тем конфликта» (презентация). 

Затем ведущий просит группу разделиться на подгруппы по 3-4 человека, в которых участники выбирают конфликтную ситуацию (из опыта одного из партнеров) для медиации. Выбирают роли «медиатора» и «оппонентов». Медиатор задает вопросы оппонентам: «Расскажите, что здесь нужно вместе обсудить? Назовите темы, которые касаются только Вас и Вы можете повлиять на них», «Расставим приоритеты? С какой темы вы хотите начать обсуждение? Почему именно с этой?». Список тем может быть составлен каждым оппонентом отдельно, а затем представлен для совместного обсуждения. Участники составляют общий список тем для медиации.

Ведущий проводит презентацию четвертого этапа медиации «Прояснение точек зрения участников», объясняет цель и задачи этапа. 

В тех же подгруппах «медиаторы» отрабатывают навыки проведения четвертого этапа медиации. Они задают оппонентам следующие вопросы: «Почему  важно для Вас, чтобы этот вопрос решался именно так? Какие чувства это у Вас вызывает?».   После отработки вопросов ведущий демонстрирует технику «Дублирование» с помощью одной из пар и предлагает использовать ее в подгруппах. Техника «Дублирование» используется в медиации, если оппоненты демонстрируют сильные эмоции в диалоге и затрудняются объяснять их.

Медиатор: Я бы хотел прервать Вас. У меня есть опасения, что мы уходим от цели встречи. Я бы хотел замедлить конфликт. Подождите немного, я вернусь к Вам, как только спрошу за Вас у Вашего партнера: «Ты заметил, как я возмущен, (обижен, оскорблен и т.п.)?». Медиатор подходит поочередно к оппонентам и формулирует их чувства. После формулирования  чувства одного оппонента медиатор спрашивает второго о его реакциях на это чувство. А затем формулирует его переживания. Оппоненты могут поправлять медиатора, уточнять его высказывания.
Участники остаются в своих подгруппах. Ведущий представляет следующий прием «ЦАСК – Цель – Актуальное состояние -Следующий шаг – Консенсус» (презентация). (А. Редлих, Е. Миронов, 2009).

Прием используется, если оппоненты при обсуждении существенно отклоняются от цели встречи, увлекаются второстепенными деталями, взаимными упреками и т.д. В этом случае медиатор предлагает сделать следующие шаги.

Во-первых, вспомнить цель встречи. Далее, проговорить актуальное состояние (что мы сейчас делаем?). Уточнить содержание следующего этапа переговоров. И достичь согласия оппонентов с этим содержанием. Ведущий предлагает подгруппам использовать этот прием в переговорах и  поработать с  завершением четвертого этапа медиации. Предлагается следующий критерий результативности: «Каждый из оппонентов знает причины конфликта и чувства партнера».  По завершении упражнения участники в подгруппах анализируют полученный опыт и составляют рекомендации по технологии медиации (что следует учитывать, на что обратить особое внимание в процессе медиации на пройденных этапах). Рекомендации каждая подгруппа отображает на доске-флипчарте.

Участники продолжают работать в своих подгруппах.

Ведущий представляет пятый этап медиации «Поиск креативных решений».

Рассказывает об алгоритме и правилах проведения процедуры мозгового штурма (МШ). В первой части МШ «модераторы» в подгруппах задают оппонентам следующие вопросы для сбора вариантов решений (10-15 мин.): «Что Вы можете сами сделать, чтобы противоречия стали терпимыми? Что может сделать, по Вашему мнению, другая сторона?».  Все предложения записываются на отдельных листах и крепятся на доске флипчарте.  Ведущий в первой части МШ предлагает  использовать «Метод перспективы». Метод применяется, когда оппоненты испытывают затруднения при выработке решений. Модератор: «Поставьте себя, пожалуйста, на место вовлеченных в конфликт людей. Какие бы они могли предложить идеи? Запишите их, пожалуйста».
Во второй части мозгового штурма «модераторы» предлагают оппонентам совместное ранжирование идей (10-15 мин.). Оно может проводиться по различным критериям (важности, скорости выполнения, затратам и т.д.).  Вопросы на данном этапе: «Есть ли решение, которое вам сразу хочется признать удачным? Как бы вы хотели изменить это решение, чтобы оно вам подошло?».  Участникам в подгруппах предлагается придумать образ, метафору для размещения наиболее и наименее удачных решений (Плодовое дерево с решениями-плодами (спелыми, незрелыми, червивыми и т.п. или автопарк из машин в разном состоянии («лидер гонок», «внедорожник», «ведро» и т.п.). Критерий результативности данного этапа: согласованные оппонентами креативные решения.

Ведущий представляет заключительный этап медиации «Обеспечение реализации принятых решений». Участникам в подгруппах предлагается заполнить таблицу.

«Модераторы» в подгруппах задают оппонентам следующие вопросы: «Что может помешать реализации вашего плана? Как можно устранить или преодолеть эти помехи?». Составляется План контроля и Запасной план, с учетом коррекции отклонений. Оппоненты заключают между собой Контракт в письменной форме, где формулируют свое согласие соблюдать выполнение плана. Ведущий предлагает участникам подгрупп шаблоны для написания Контракта.

Завершение работы. Ведущий предлагает каждому участнику озвучить то, что запомнилось ему больше всего в ходе занятия.

Занятие 3. Специфика медиации в образовательном учреждении

Задачи:

  • Актуализация имеющихся знаний о медиации
  • Отработка навыков медиации, сформированных на предыдущих занятиях
  • Выявление специфики медиации в образовательном учреждении
  • Обсуждение специфики реализации принципов медиации в конфликтах между субъектами образовательного процесса

Материалы:  доска / флипчат, бумага для записи, раздаточный материал с описанием кейсовой ситуации, шаблон для составления таблицы «Шаги классической медиации», бланки «Карты конфликта», цветные карандаши (фломастеры, мелки).

Ход занятия:

Приветствие, объявление темы занятия и его целей 

Круг «Новое-хорошее».  Участникам группы предлагается поделиться рассказами о том, что нового и хорошего произошло в их жизни с момента последней встречи группы, что их порадовало, впечатлило, удивило и т.д. По завершении проводится свободное обсуждение:  Каков эмоциональный фон в ходе выполнения подобного задания и по его окончанию?  Каким образом можно модифицировать выполненное задание для того, чтобы оно было применимо в практике медиации?

Работа в малых группах: составление обобщающей таблицы «Шаги классической медиации»

Участникам предлагается разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа совместными усилиями заполняет таблицу «Шаги классической медиации»:

Заполненные таблицы выносятся на общегрупповое обсуждение. На доске/флипчате составляется сводная таблица.  Пример заполнения таблицы приведен ниже:

 Работа в малых группах: анализ кейсовой ситуации. 

Перед началом работы участникам предлагается организовать новые группы по 3-4 человека таким образом, чтобы они не совпадали по составу с предыдущим этапом занятия. Группам предлагается кейсовое задание:

На работу в подгруппах отводится 30 минут. Затем организуется общегрупповое обсуждение.

Работа в малых группах: обсуждение вопроса о специфике медиации в образовательном учреждении

Группы для работы составляются таким образом, чтобы в них попали участники, не работавшие в течение дня вместе.  На первом этапе участникам предлагается рассказать своим партнерам о конфликтной ситуации, с которой они сталкивались в своей педагогической практике и которая кажется им трудной в плане возможной медиации.

Остальные участники, используя приемы активного слушания, составляют «Карту конфликта»:

  1. В чем предмет конфликта?
  2. Кто является сторонами конфликта?
  3. Каковы потребности сторон?
  4. Каковы опасения сторон?
  5. Какие трудности в процессе медиации вероятны?
Карта конфликтов

Временные рамки смены ролей в подгруппах устанавливаются и регламентируются ведущим.  По завершении участникам предлагается в группах обсудить «границы применимости» классических принципов медиации в образовательных учреждениях. Для этого требуется дать трактовку принципов медиации таким образом, чтобы они максимально соответствовали идеологии медиации, с одной стороны, и отражали бы специфику требований образовательной ситуации, с другой (приоритет безопасности ребенка, требования к доступности информации о ребенке для его родителей и т.д.). Затем подгруппы представляют результаты своей работы группе. Специфические особенности медиации в образовательном учреждении фиксируются на доске / флипчате.

Работа в парах: составление «Памятки школьного медиатора» 

При создании пар желательно придерживаться принципа «нового партнера». Парам предлагается разработать содержание и оформление «Памятки школьного медиатора», отразив в ней наиболее важные выводы по мотивам встречи. Затем памятки представляются группе.

Итоговое обсуждение. Участникам предлагается по кругу рассказать о своем личном выводе по итогам прошедшей встречи.

Завершение работы.

Занятие 4. Проблема подготовки школьников-медиаторов

Задачи:

  • Актуализация имеющихся знаний о медиации
  • Отработка навыков медиации, сформированных на предыдущих занятиях
  • Выявление специфики медиации в образовательном учреждении
  • Обсуждение специфики реализации принципов медиации в конфликтах между субъектами образовательного процесса

Материалы: доска / флипчат, бумага для записи, цветные карандаши (фломастеры, мелки).

Ход занятия: 

Приветствие, объявление темы занятия и его целей 

Круг «Основной вопрос»

Участникам по кругу предлагается сформулировать вопрос, который возникает у них лично в связи с заявленной темой занятия. Вопросы фиксируются на доске / флипчате. Вопросы, вероятно, в дальнейшем могут быть сгруппированы в 4 блока: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем нужна такая работа?»

Работа в малых группах: обсуждение вопроса «Чему учить школьников-медиаторов?»   Организуется работа в малых группах по 3-4 человека. Группам предлагается ответить на вопрос: «Какими навыками должен обладать успешный школьник-медиатор?». Затем подгруппы представляют свои результаты группе, выводы фиксируются на доске. В процессе управления обсуждением ведущему важно разделять собственно необходимые медиаторам навыки и их личностные особенности. Необходимые направления подготовки по итогам обсуждения могут быть соотнесены ведущим с основными компонентами модели эффективной деятельности: «цель», «средство», «мотив» (см. подробнее в главе 4 данного пособия).

Ознакомление группы с технологиями медиации «равный-равному» , ненаправленное обсуждение их возможностей.  В результате обсуждения участники группы получают возможность определиться с тем, какая технология медиации кажется им наиболее подходящей для обучения подростков-медиаторов.

Методическая копилка

Организуется работа в малых группах с новым в сравнении с прошлыми этапами занятия составе. Участникам предлагается поделиться с коллегами теми приемами / упражнениями, которые с их точки зрения соответствуют задаче подготовки подростков-медиаторов. Затем подгруппы представляют результаты своей работы группе, каждая подгруппа проводит одно упражнение-демонстрацию (при наличии временной возможности).

Работа в малых группах: обсуждение вопроса о критериях отбора подростков для обучения навыкам школьной медиации.

Участникам подгрупп предлагается изобразить свои взгляды на критерии отбора подростков-медиаторов с использованием изобразительных и графических средств, и провести презентацию своей точки зрения для других участников группы. По итогам презентаций на доске / флипчате формулируются критерии, на основании которых могут формироваться подростковые группы, направленные на обучение медиации по принципу «равный – равному».

Итоговое обсуждение.  Участникам предлагается по кругу рассказать о своем личном выводе по итогам прошедшей встречи и учебного курса в целом.

Завершение работы.

Читайте также: “Школьная медиация: программа подготовки учащихся из числа медиаторов” и “Медиация: решаем конфликты по-новому“.

Удачной работы, коллеги!

Авторы: Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н.  – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,  Кафедра психологии человека.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *