WhatsApp как обучающая среда и методический прием обучения РКИ

Современные формы общения вносят коррективы и в привычную атмосферу педагогической деятельности. Уже никого не удивляет обращение к интернет технологиям в целях обучения иностранному языку или в целях его изучения.

Интернет даёт преподавателю-практику возможность создания имитативного поля общения на русском языке в соответствии с определёнными учебной ситуацией методическими целями и задачами при обучении групп учащихся русскому языку как иностранному.

Использование WhatsApp как поля общения вне языковой среды

Особенно важным становится наличие (или поиск) такого поля общения в отсутствии языковой среды, в отсутствии социальной атмосферы общения на изучаемом языке.

Несомненным помощником в этом методическом вопросе становится групповое общение в каком-либо сетевом чате.

В нашем случае мы использовали возможности WhatsApp.

Как правило, группа студентов, объединенная общими целями и задачами (в процессе обучения) сразу же создаёт такую группу для обмена информацией о заданиях, для получения поддержки товарищей по совместному изучению иностранного языка.

Преподаватель как товарищ по коммуникации

Задача преподавателя, руководствуясь принципами работы в сотрудничестве, мотивировать создание такой группы, стать её участником, создать ситуацию непрерывного освоения русского языка. Такая работа преподавателя позволит решить несколько общих и частных методических целей и задач.

Преподаватель должен и может показать (продемонстрировать) учащимся позитивность обучающего процесса и успешность каждого из них в освоении коммуникации на русском языке.

При протекающем естественно общении не речь является самоцелью, а речевое высказывание мотивируется коммуникативной деятельностью личности. Именно поэтому в интернетобщении сами формы коммуникации не заключены в рамки определённой языковой системы: смайлы, мемы, собственно картинки, свободное использование выражений из разных языков, принятых в данном сообществе. Всё это в той или иной степени снимает психологические барьеры вступления в коммуникацию на изучаемом языке.

Демонстрация правильных речевых образцов

Во-первых, общение в интернете предполагает доведение до автоматизма графических навыков, которые так необходимы теперь для присутствия личности в интернет-сообществе. Необходимость писать сначала видится привлекательной игрой, а затем становится утилитарным навыком использования алфавита для «разговора». Мы постепенно привыкаем к автоматическому восприятию графического образа слова.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы не исправлять участников общения, а демонстрировать правильные образцы, максимально повторяя лексику и грамматические конструкции, которые уже использовали участники «беседы». Для этого преподаватель может использовать скриншоты необходимых частей полилога учащихся. Причём на начальном этапе изучения языка преподаватель должен участвовать в естественной беседе, не изменяя (не трансформируя) конструкций, а впоследствии постепенно демонстрировать речевые образцы, используя синонимические грамматические и лексические возможности языка, тем самым развивая у учащихся речемыслительную деятельность на иностранном языке.

Преподаватель в чате может отвечать как на прямые вопросы учащихся, так и комментировать ошибки в форме объяснения, или повторять высказывания учащихся в исправленном виде, демонстрируя речевые образцы.

Новая информация для учащихся: культурологическая и страноведческая

Во-вторых, общение в чате всегда носит характер беседы, обмена информацией, служит проверочным полем, развивая функцию самоконтроля при использовании иностранного языка. Здесь преподаватель должен говорить на одном языке с учащимися, проявляя интерес к их проблемам. И в то же время, мы можем, реализуя воспитательные и познавательные методические цели и задачи, предлагать учащимся новую информацию культурологического, страноведческого, общего характера.

Предлагать ссылки, выбранные преподавателем: музыку, песни, информацию, словари и т.п. Обсуждение интересных для учащихся тем стимулирует их к работе со словарём, к поиску новых возможностей изучаемого языка. Этот поиск также должен быть осознанным и направляться преподавателем.

Преподаватель должен объяснить учащимся, как пользоваться словарём и переводчиком в интернете, какие сюрпризы преподносит словарь и как выбрать правильное значение слова, подсказать, какие словари и переводчики в интернете можно использовать и почему в них довольно много ошибочных переводческих решений.

Помощь в общении

В-третьих, общаясь с учащимися в чате в специально созданной группе, преподаватель должен мотивировать учащихся к общению только на русском языке и постоянно показывать их успешность в этом общении. Успешность заключается, прежде всего, в том, чтобы быть понятым. Преподаватель может поддержать, подсказать, помочь выразить мысль правильно как товарищ по коммуникации в интернете, а не как преподаватель-ментор, объясняющий грамматику на уроке. Хотим подчеркнуть, что даже смайл может быть прокомментирован и тем самым продемонстрирован речевой образец, отражающий смысл смайла. А учащийся, в свою очередь, имеет возможность «задержать» свою диалогическую реплику, чтобы обдумать конструкцию или подобрать нужное слово. Понятно, что на начальном этапе изучения русского языка как иностранного, общение в чате выглядит не как спонтанная, а как частично подготовленная речь.

Контроль ошибок, “провальных тем”

Общение в WhatsApp – это телефонное общение, диалогическое общение (это полилог!), беседа, зафиксированная графически. Здесь может быть любое число участников, которые спонтанно «входят и выходят». Преподаватель здесь может видеть, анализировать и систематизировать ошибки своих учащихся, получая возможность постоянного текущего контроля без специальных (текущих) контрольных работ, на которые часто так не хочется тратить драгоценное аудиторное время. Можно подготовить урок-повторение, если видно, что все учащиеся плохо усвоили какое-то конкретное явление в речи и языке. Можно ещё раз прокомментировать грамматическую тему. Можно через контекст лучше раскрыть значение слова и его употребление. Чат даёт возможность многократного повторения.

Снятие психологических проблем

Общение в интернет-группе снимает некоторые психологические проблемы коммуникации, свойственные работе в аудитории. В стрессовой ситуации учащийся может испытывать трудности коммуникации, с трудом преодолевать языковой барьер. При телефонном чатовом общении публичность как будто аннулируется. С одной стороны, всем понятно, что это группа, с другой стороны, участник общения не видит лица своих собеседников, не всегда задумывается, сколько человек из группы сейчас участвует в «разговоре». Часто учащийся напрямую обращается к преподавателю с вопросом «как сказать?» или «что такое …. ?», но преподаватель, давая объяснения одному учащемуся, знает, что все прочтут это и – либо уверятся в правильности своих знаний, либо ещё раз проанализируют и исправят свою ошибку.

Вывод

То, о чём мы говорим здесь, абсолютно не может заменить академического аудиторного общения с преподавателем, работы с учебником, использования классических учебных средств и учебных материалов. Этот проект лишь сопровождающий методический приём отражающий эффективность педагогической технологии сотрудничества. Опыт работы вне русскоязычной среды показывает, что этот приём весьма эффективен. В то же время он достаточно трудоёмок для преподавателя. Однако всё общество сейчас перешло на подобные средства и способы коммуникации, и при умелом и рациональном использовании их преподаватель и учащийся могут получить очень хороший результат.

 

Авторы:

Барышникова Елена Николаевнакандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, доцент Российского университета дружбы народов. e-mail: ent5753@mail.ru

Р.Фредди Пичардо – магистр преподаватель иностранных языков института иностранных языков, Автономный университет Санто-Доминго, Доминиканская Республика. e-mail: picroff@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0