Материал предназначен учащимся, владеющим русским языком в объёме I сертификационного уровня (В 1) и выше.
I. Подготовка к просмотру фильма.
1. Прочитайте название фильма. Как вы думаете, о чём или о ком этот фильм?
2. Посмотрите на картину В.В. Пукирева «Неравный брак». Ответьте на вопросы.
- Почему картина так называется?
- Какие причины могли подтолкнуть девушку на картине выйти замуж?
- Какие чувства вызывает у вас эта девушка?
- Опишите героев картины.
- Как вы думаете, как сложится судьба главной героини картины?
- Какую проблему российского общества XIX века затрагивает художник?
- Заключаются ли такие браки в наше время? Почему?
3. Ознакомьтесь с аннотацией к фильму. Обратите внимание на толкование выделенных в тексте слов.
лесничий – человек, который следит за сохранностью леса пожилой – старый статный – хорошо сложенный, стройный гибель – смерть
Красавица Оленька Скворцова живёт очень бедно. Её мать давно умерла, отец-лесничий нездоров, девушка мечтает о лучшей жизни. Она выходит замуж за пожилого дворянина Урбенина, но в день свадьбы признаётся в любви молодому и статному Сергею Петровичу Камышеву. Это фильм о любви и ревности, которые приводят к гибели главной героини.
II. Задания после просмотра фильма.
4. Прочитайте диалоги по ролям. В каких ситуациях они звучат?
I.
Ольга: Боюсь. Гроза убила мою маму. В газетах даже писали об этом. Она шла по дороге и плакала. Ей очень горько жилось на этом свете. Бог сжалился над ней и убил её своим небесным электричеством.
Камышев: Откуда вы знаете, что там электричество?
Ольга: Я училась в гимназии. Я и по-французскому знаю. И ещё я знаю, что убитые грозой, и на войне, и умершие от тяжёлых родов попадают к Богу в рай. Это нигде не написано в книгах, но это верно. Мать моя теперь в раю. Вы знаете, мне кажется, что и меня убьёт гроза когда-нибудь. И что я буду в раю. А вы образованный человек?
Камышев: Относительно.
Ольга: Вы не будете смеяться? А я бы вот как хотела умереть. Одеться в самое дорогое, модное платье, какое я видела на здешней богачке, помещице Шеффер. Одеть на руки браслеты. Затем встать на самый верх утёса. И дать убить себя грозе. Так, чтобы все люди видели страшный гром и конец.
Камышев: Какая дикая фантазия! А в обыкновенном платье вы не хотите умирать?
Ольга: Нет-нет, что вы! И так, чтобы все люди видели.
Как Ольга хочет умереть? Как реагирует на откровенность Ольги Камышев? Как характеризует Ольгу её мечта?
II.
Ольга: Послушайте, а у вас нет таких знакомых женщин, которых можно было бы нанять шить?
Камышев: Кажется, нет. А почему так много покупок?
Ольга: А вы что, не слышали? Ведь я выхожу замуж.
Камышев: Замуж?! За кого?
Ольга: Фу ты, боже мой. Да за Урбенина, за Петра Егоровича.
Камышев: Шутить изволите?
Ольга: Не верите? А что тут такого удивительного? Ну, правда, он несколько стар. Но ведь зато он любит меня. Его любовь надёжная. С ним я буду счастлива. Слава богу, не нищий, а дворянин. Сергей Петрович, разве только те счастливы, что по любви женятся?
Камышев: Дело не в надёжной любви, а в счастье.
Ольга: Знаю я эти браки по любви, Сергей Петрович. Вам это не нравится, так извольте вы сами идти в лес в эту скуку, где нет никого, кроме волчьего воя да сумасшедшего отца. Вам понравилось тогда вечером, а вы зимой поглядели бы, когда рада бываешь, что вот-вот смерть к тебе придёт.
Камышев: Оленька, Оленька… Глупо всё это. Я бы на вашем месте на семи осинах удавился. А вы полотно покупаете, улыбаетесь.
Ольга: По крайней мере, он на свои средства отца лечить будет. А потом мы с ним в Санкт-Петербург уедем, непременно. А потом…
Камышев: Хорошо. Сколько вам нужно денег для лечения отца? Возьмите у меня. Сто, двести, тысячу. Лжёте вы всё, Оленька. Вам не лечение отца нужно. Похолодало, потемнело. Я сойду, Оленька. Стой, стой!
Ольга: Счастливо вам оставаться, Сергей Петрович.
Камышев: Благодарю. Счастья вам, Оленька!
За кого выходит замуж Ольга? Почему? Что она говорит Камышеву об Урбенине? Как реагирует на эту новость Камышев? Почему?
III.
Камышев: Оленька! Ольга Николаевна! Ну что такое? Ну не надо, не надо. Ну всё? Ольга: Что я наделала? Что наделала?
Камышев: Да, Ольга Николаевна, трудно объяснить этот ваш шаг.
Ольга: Зачем я вышла за него замуж? Я могла бы выйти за человека, которого я люблю, который меня любит.
Камышев: За кого же это, Оленька?
Ольга: За вас!
Камышев: Пойдёмте.
Ольга: Вы умны, благородны, молоды, вы богаты. Вы казались мне недоступным, Сергей Петрович.
Камышев: Ну довольно, нас ждут. Пора идти. Ну что вы, Оленька, что вы? Перестань!
Ольга: Ведь ты любишь меня, ведь любишь? Теперь мне море по колено. Я ничего не боюсь. Я тебя люблю, Серёженька. Люблю!
Камышев: Оленька, сию минуту едем ко мне.
Ольга: Но как же так?
Камышев: Едем. Ты же погибнешь. Едем.
Ольга: А как же он, Серёженька? С ним-то что будет?
Камышев: Детонька моя! Я тебя как зеницу ока буду беречь. Всю жизнь, пока сил хватит.
Ольга: Но как же? После венца? Нет-нет. Что люди скажут?
Камышев: Какое тебе дело, что люди скажут?
Ольга: Нет, Серёженька, не говори лучше. Оставь это, пожалуйста. Ты меня любишь, и больше мне ничего не надо.
Камышев: Но как же ты будешь, дурочка?
Ольга: Божья коровка! На счастье. Я буду жить там. Ты будешь приезжать ко мне каждый день, я буду выходить тебя встречать.
Камышев: Едем!
Ольга: Сейчас же? Это невозможно.
Камышев: Я прошу.
Ольга: Нет, Серёжа. Ты меня лучше покружи. Я буду смотреть тебе в глаза, а ты кружи, хорошо?
О чём сожалеет Ольга? Почему? Что предлагает ей Камышев? Почему Ольга отказывается уехать с Камышевым?
IV.
Ольга: Ну какая я дурочка! Не выйди я за Урбенина, я бы вышла замуж за графа. Он развёлся бы со своей помпадурой, и мы были бы вместе с тобой в Санкт-Петербурге. Я помогла бы тебе, ведь я была бы такой богатой и сильной.
Камышев: Ты что?
Ольга: Серёженька! Серёженька! Зверёк ты мой ласковый, образумься! Ведь я права, пойми, права! Я не хочу быть нищей, не хочу быть внизу, милый мой! Я не хочу опять в этот лес проклятый! Я боюсь! Я не вернусь туда ни за что!
Камышев: Молчи!
О чём сожалеет Ольга? Как вы думаете, права ли она? Как реагирует на её слова Камышев?
III. Обсуждение фильма.
6. Ответьте на вопросы.
- Опишите внешность и характер Камышева.
- Опишите внешность и характер Ольги Скворцовой.
- Как Камышев познакомился с Ольгой?
- Почему Ольге интересно было узнать, кто из троих мужчин граф?
- Почему Ольга вышла замуж за Урбенина?
- Почему Ольга ушла от Урбенина к графу Карнееву?
- Почему Камышев решился на преступление?
- Как вы думаете, что важнее для счастья человека: деньги или любовь?
- Как вы понимаете название фильма?
- Придумайте своё название фильма.
7. Прослушайте вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (композитор Евгений Дога).
- Какие чувства вызывает у слушателя данное музыкальное произведения?
- Какое настроение у героев фильма во время звучания вальса?
- Какие цвета преобладают в фильме в эпизоде исполнения вальса? Что они символизируют в русской культуре?
IV. Дополнительные задания.
8. Прочитайте повесть А. Чехова «Драма на охоте», по мотивам которой был снят фильм. Представьте себя в роли кинокритика и напишите рецензию на фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Как преобразилась повесть Чехова в фильме? В чём состоят режиссёрские удачи и неудачи? Как вы оцениваете игру актёров? Так ли вы себе представляли героев повести?
9. Представьте себя в роли режиссёра, снимающего экранизацию повести «Драма на охоте» в 2017 году. Предложите поправки к сценарию существующего фильма.
10. Прочитайте адаптированные предложения из повести А. Чехова «Драма на охоте». Подчеркните в каждом из них причастия. Замените причастные конструкции придаточными определительными предложениями со словом который.
- Человек, так добивавшийся свидания со мной, играет в моей повести очень важную роль.
- Я верю в то, что человек, упавший с лошади, может сломать себе шею.
- На столе я увидел стакан с несколькими каплями жидкости, распространявшей запах крепкого рижского бальзама.
- Дорога вела к графскому лесу, тянувшемуся до самого горизонта.
- У меня ещё тогда осталась доля сентиментальности, полученная мной в наследство от моей матери-немки.
Статьи по теме
- Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры
- Играем на уроках русского языка: интернет-лото как инструмент интерактивности
- Как бесплатно и быстро создать сайт на WordPress
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Педагогический сторителлинг: конструируем задания по химии в вузе
- Топ-10 бесплатных мультимедийных помощников на уроке английского языка
- Ролевая игра по фрагментам фильма “Питер FM” на уроках русского языка как иностранного