Художественный фильм “Мой ласковый и нежный зверь” на занятиях РКИ

Aвтор материала: Наталья Кабяк-Фрейзер -
преподаватель русского языка Мельбурнский университет, г. Мельбурн, Австралия
Эксперт: филология, РКИ

Материал предназначен учащимся, владеющим русским языком в объёме I сертификационного уровня (В 1) и выше.

I. Подготовка к просмотру фильма.

1. Прочитайте название фильма. Как вы думаете, о чём или о ком этот фильм?

2. Посмотрите на картину В.В. Пукирева «Неравный брак». Ответьте на вопросы.

  • Почему картина так называется?
  • Какие причины могли подтолкнуть девушку на картине выйти замуж?
  • Какие чувства вызывает у вас эта девушка?
  • Опишите героев картины.
  • Как вы думаете, как сложится судьба главной героини картины?
  • Какую проблему российского общества XIX века затрагивает художник?
  • Заключаются ли такие браки в наше время? Почему?

3. Ознакомьтесь с аннотацией к фильму. Обратите внимание на толкование выделенных в тексте слов.

лесничий – человек, который следит за сохранностью леса пожилой – старый статный – хорошо сложенный, стройный гибель – смерть

Красавица Оленька Скворцова живёт очень бедно. Её мать давно умерла, отец-лесничий нездоров, девушка мечтает о лучшей жизни. Она выходит замуж за пожилого дворянина Урбенина, но в день свадьбы признаётся в любви молодому и статному Сергею Петровичу Камышеву. Это фильм о любви и ревности, которые приводят к гибели главной героини.

II. Задания после просмотра фильма.

4. Прочитайте диалоги по ролям. В каких ситуациях они звучат?

I.

Ольга: Боюсь. Гроза убила мою маму. В газетах даже писали об этом. Она шла по дороге и плакала. Ей очень горько жилось на этом свете. Бог сжалился над ней и убил её своим небесным электричеством.

Камышев: Откуда вы знаете, что там электричество?

Ольга: Я училась в гимназии. Я и по-французскому знаю. И ещё я знаю, что убитые грозой, и на войне, и умершие от тяжёлых родов попадают к Богу в рай. Это нигде не написано в книгах, но это верно. Мать моя теперь в раю. Вы знаете, мне кажется, что и меня убьёт гроза когда-нибудь. И что я буду в раю. А вы образованный человек?

Камышев: Относительно.

Ольга: Вы не будете смеяться? А я бы вот как хотела умереть. Одеться в самое дорогое, модное платье, какое я видела на здешней богачке, помещице Шеффер. Одеть на руки браслеты. Затем встать на самый верх утёса. И дать убить себя грозе. Так, чтобы все люди видели страшный гром и конец.

Камышев: Какая дикая фантазия! А в обыкновенном платье вы не хотите умирать?

Ольга: Нет-нет, что вы! И так, чтобы все люди видели.

Как Ольга хочет умереть? Как реагирует на откровенность Ольги Камышев? Как характеризует Ольгу её мечта?

II.

Ольга: Послушайте, а у вас нет таких знакомых женщин, которых можно было бы нанять шить?

Камышев: Кажется, нет. А почему так много покупок?

Ольга: А вы что, не слышали? Ведь я выхожу замуж.

Камышев: Замуж?! За кого?

Ольга: Фу ты, боже мой. Да за Урбенина, за Петра Егоровича.

Камышев: Шутить изволите?

Ольга: Не верите? А что тут такого удивительного? Ну, правда, он несколько стар. Но ведь зато он любит меня. Его любовь надёжная. С ним я буду счастлива. Слава богу, не нищий, а дворянин. Сергей Петрович, разве только те счастливы, что по любви женятся?

Камышев: Дело не в надёжной любви, а в счастье.

Ольга: Знаю я эти браки по любви, Сергей Петрович. Вам это не нравится, так извольте вы сами идти в лес в эту скуку, где нет никого, кроме волчьего воя да сумасшедшего отца. Вам понравилось тогда вечером, а вы зимой поглядели бы, когда рада бываешь, что вот-вот смерть к тебе придёт.

Камышев: Оленька, Оленька… Глупо всё это. Я бы на вашем месте на семи осинах удавился. А вы полотно покупаете, улыбаетесь.

Ольга: По крайней мере, он на свои средства отца лечить будет. А потом мы с ним в Санкт-Петербург уедем, непременно. А потом…

Камышев: Хорошо. Сколько вам нужно денег для лечения отца? Возьмите у меня. Сто, двести, тысячу. Лжёте вы всё, Оленька. Вам не лечение отца нужно. Похолодало, потемнело. Я сойду, Оленька. Стой, стой!

Ольга: Счастливо вам оставаться, Сергей Петрович.

Камышев: Благодарю. Счастья вам, Оленька!

За кого выходит замуж Ольга? Почему? Что она говорит Камышеву об Урбенине? Как реагирует на эту новость Камышев? Почему?

III. 

Камышев: Оленька! Ольга Николаевна! Ну что такое? Ну не надо, не надо. Ну всё? Ольга: Что я наделала? Что наделала?

Камышев: Да, Ольга Николаевна, трудно объяснить этот ваш шаг.

Ольга: Зачем я вышла за него замуж? Я могла бы выйти за человека, которого я люблю, который меня любит.

Камышев: За кого же это, Оленька?

Ольга: За вас!

Камышев: Пойдёмте.

Ольга: Вы умны, благородны, молоды, вы богаты. Вы казались мне недоступным, Сергей Петрович.

Камышев: Ну довольно, нас ждут. Пора идти. Ну что вы, Оленька, что вы? Перестань!

Ольга: Ведь ты любишь меня, ведь любишь? Теперь мне море по колено. Я ничего не боюсь. Я тебя люблю, Серёженька. Люблю!

Камышев: Оленька, сию минуту едем ко мне.

Ольга: Но как же так?

Камышев: Едем. Ты же погибнешь. Едем.

Ольга: А как же он, Серёженька? С ним-то что будет?

Камышев: Детонька моя! Я тебя как зеницу ока буду беречь. Всю жизнь, пока сил хватит.

Ольга: Но как же? После венца? Нет-нет. Что люди скажут?

Камышев: Какое тебе дело, что люди скажут?

Ольга: Нет, Серёженька, не говори лучше. Оставь это, пожалуйста. Ты меня любишь, и больше мне ничего не надо.

Камышев: Но как же ты будешь, дурочка?

Ольга: Божья коровка! На счастье. Я буду жить там. Ты будешь приезжать ко мне каждый день, я буду выходить тебя встречать.

Камышев: Едем!

Ольга: Сейчас же? Это невозможно.

Камышев: Я прошу.

Ольга: Нет, Серёжа. Ты меня лучше покружи. Я буду смотреть тебе в глаза, а ты кружи, хорошо?

О чём сожалеет Ольга? Почему? Что предлагает ей Камышев? Почему Ольга отказывается уехать с Камышевым?

IV.

Ольга: Ну какая я дурочка! Не выйди я за Урбенина, я бы вышла замуж за графа. Он развёлся бы со своей помпадурой, и мы были бы вместе с тобой в Санкт-Петербурге. Я помогла бы тебе, ведь я была бы такой богатой и сильной.

Камышев: Ты что?

Ольга: Серёженька! Серёженька! Зверёк ты мой ласковый, образумься! Ведь я права, пойми, права! Я не хочу быть нищей, не хочу быть внизу, милый мой! Я не хочу опять в этот лес проклятый! Я боюсь! Я не вернусь туда ни за что!

Камышев: Молчи!

О чём сожалеет Ольга? Как вы думаете, права ли она? Как реагирует на её слова Камышев?

III. Обсуждение фильма.

6. Ответьте на вопросы.

  • Опишите внешность и характер Камышева.
  • Опишите внешность и характер Ольги Скворцовой.
  • Как Камышев познакомился с Ольгой?
  • Почему Ольге интересно было узнать, кто из троих мужчин граф?
  • Почему Ольга вышла замуж за Урбенина?
  • Почему Ольга ушла от Урбенина к графу Карнееву?
  • Почему Камышев решился на преступление?
  • Как вы думаете, что важнее для счастья человека: деньги или любовь?
  • Как вы понимаете название фильма?
  • Придумайте своё название фильма.

7. Прослушайте вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (композитор Евгений Дога).

  •  Какие чувства вызывает у слушателя данное музыкальное произведения?
  • Какое настроение у героев фильма во время звучания вальса?
  • Какие цвета преобладают в фильме в эпизоде исполнения вальса? Что они символизируют в русской культуре?

IV. Дополнительные задания.

8. Прочитайте повесть А. Чехова «Драма на охоте», по мотивам которой был снят фильм. Представьте себя в роли кинокритика и напишите рецензию на фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Как преобразилась повесть Чехова в фильме? В чём состоят режиссёрские удачи и неудачи? Как вы оцениваете игру актёров? Так ли вы себе представляли героев повести?

9. Представьте себя в роли режиссёра, снимающего экранизацию повести «Драма на охоте» в 2017 году. Предложите поправки к сценарию существующего фильма.

10. Прочитайте адаптированные предложения из повести А. Чехова «Драма на охоте». Подчеркните в каждом из них причастия. Замените причастные конструкции придаточными определительными предложениями со словом который.

  • Человек, так добивавшийся свидания со мной, играет в моей повести очень важную роль.
  • Я верю в то, что человек, упавший с лошади, может сломать себе шею.
  • На столе я увидел стакан с несколькими каплями жидкости, распространявшей запах крепкого рижского бальзама.
  • Дорога вела к графскому лесу, тянувшемуся до самого горизонта.
  • У меня ещё тогда осталась доля сентиментальности, полученная мной в наследство от моей матери-немки.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *