Художественный текст на уроках РКИ: рассказ В.Токаревой “Кошка на дороге”

старший преподаватель, кафедра русского языка, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Эксперт: филология, РКИ

В процессе преподавания языка невозможно обойтись без изучения аутентичных текстов.
Аутентичными называют тексты, созданные носителями языка для носителей языка в условиях естественного речевого
общения.
Художественные аутентичные тексты представляют особую трудность для иностранцев, изучающих русский язык, поскольку обладают особой категорией – образностью.

Предтекстовая работа

Может включать информацию о писателе и его творчестве, фрагменты интервью и критических статей. Необходимо уделить внимание названию, предложить учащимся подумать, о чем может быть произведение с таким названием, попытаться спрогнозировать возможные события.

Варианты заданий

  • Знакома ли вам фамилия Токарева? С какими произведениями этого автора вы знакомы? Смотрели ли фильмы, снятые по ее сценариям? Если вам незнаком этот автор, прочитайте краткие сведения о ней.

  •  Рассказ, который вы будете читать, называется «Кошка на дороге». Предположите, о чем может быть рассказ с таким названием.

Притекстовые задания

«Технология» работы преподавателя на притекстовом этапе может включать следующие последовательные действия.

Возможно, вам будет интересна Игра “Лингва Лэнд”. Электронная версия для уровня А1-2.

Необходимо разделить текст на фрагменты для более эффективной работы учащегося.
В рамках фрагмента работа начинается с привлечения внимания учащегося к той или иной ключевой единице текста, языковым средствам, характеризующим художественные ситуации (номинации персонажей, их характеристика, место, время события и т.д.). Необходимо удостовериться, что языковое значение данной единицы им известно.

Если встретилось незнакомое слово, задания ориентируют учащегося на самостоятельное определение
значения с использованием когнитивных стратегий:

  • анализ по частям речи,
  • корней и аффиксов,
  • опора на синтаксическую структуру,
  • догадка по текстовому контексту с опорой на знакомые слова текста,
  • на «здравый смысл»,
  • знания, связанные с темой и ситуацией текста.

Однако знание языкового значения слова не гарантирует понимание текста – важно понимать смысл единицы.
Для его уточнения используются следующие приемы:

  • подбор синонимов с последующим анализом различий их значений,
  • опора на художественный контекст,
  • привлечение фоновых знаний и т.п.

Эти два этапа (понимание значения и смысла) составляют единый понятийный уровень освоения текста.

Текст произведения разделен нами на 7 фрагментов, работа над которыми идет по одинаковому сценарию:
1) работа с лексикой;
2) поиск информации в тексте;
3) дотекстовая работа по интерпретации содержания;
4) поиск информации в тексте.

Прочитайте отрывок I

Задания к фрагменту:

          • Попробуйте определить место действия рассказа. Обратите внимание на следующие выражения: на завтрак давали, официантка Лида составила подносы, раз оплачено, надо есть…
          • Где происходит действие?
          • Как зовут героя рассказа? Сколько ему лет? Когда в России к человеку обращаются по фамилии?
          • Найдите в тексте характеристики героя. Как его описывает автор?
          • Что значит выражение оценить ситуацию? Попробуйте подобрать синонимы.
          • Знакомо ли вам выражение сводить концы с концами? Что оно означает? Подберите или найдите синоним в тексте.
          • Как жил Климов в детстве? А сейчас он как живет? Найдите ответы в тексте.

Прочитайте отрывок II

Задания:

    • Так где все-таки разворачивается действие рассказа? Где отдыхает Климов? Найдите в тексте слово санаторий. Если вам не знакомо его значение, посмотрите в словаре.
    • Найдите в тексте словоформу поглощая. От какого слова оно образовано? Подберите синонимы к этому слову.
    • Что происходит с пончиком до того, как он становится пончиком? Почему Климов не может не съесть пончик? Найдите в тексте ответ.
    • Что означает слово пренебречь? Подберите синонимы.

Возможно, вам будет интересен Мини-курс для преподавателей РКИ: грамматика на занятиях

После окончания работы над текстом по фрагментам целесообразно еще раз прочитать текст целиком.

Послетекстовая работа

Содержит задания обобщающего характера, чтобы учащиеся могли высказать свое понимание прочитанного, собственное
мнение о тексте. Предполагается расширение культурного фона, включение текста в более широкий контекст.
К послетекстовым заданиям можно отнести дискуссии по тексту, резюме. Возможно использование учебного или профессионального перевода, любых форм наглядности.

Задания:

  • Еще раз прочитайте весь текст. Все ли вам стало понятно?
  • Какие чувства вызывает у вас герой рассказа? Почему автор называет его по фамилии? Вы осуждаете его или считаете, что он поступает правильно?
  • А как бы вы поступили на месте Климова? Отнесли бы кошку обратно или оставили ее себе?
  • Как вы думаете, что заставило Климова вернуться за кошкой? Чувствует ли он свою вину перед ней?
  • Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного вами рассказа.

В статье делается акцент на самостоятельной работе учащегося, которому необязательно знать всё о культуре и быте носителей изучаемого языка.
У каждого человека есть навыки чтения и адекватного понимания текста, преподавателю необходимо только направить
деятельность читателя-инофона в нужное русло, чтобы активизировать его умения и знания.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *