Блоги как ресурс для обучения иноязычному чтению (РКИ)

Aвтор материала: Куваева Алена Сергеевна -
доцент, кандидат педагогических наук Кафедра методики преподавания РКИ Государственного института русского языка им. А.С, Пушкина
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Для эффективного обучения иностранцев русскому языку стоит активно использовать кейс-технологии. В основе кейса может быть текст, насыщенный иноязычной лексикой, в том числе и безэквивалентной, а также он может быть дополнен различными видами упражнений и заданий, темами для дискуссий, анализа и сравнений.
В качестве эффективного и мотивирующего материла для кейсов мы предлагаем использовать текстовые блоги российских блогеров.

Возможно, вам будет интересен Мини-курс “Онлайн урок РКИ”

Актуальность данного предложения заключается в том, что блог (сетевой журнал или дневник событий) может считаться разновидностью веб-сайта, содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи небольшого объёма, изображения или мультимедиа.

Использование блогов в процессе обучения имеет ряд преимуществ:

  • актуальная информация об интересующем вопросе, по интересующей теме;
  • возможность рассмотреть несколько точек зрения по одной и той же теме (используя информацию из нескольких блогов или знакомясь с комментариями);
  • возможность выступить оппонентом автора блога и получить от него или его читателей обратную связь;
  • знакомство с разными способами языкового выражения относительно одной или разных тем;
  • мотивация обучающихся за счет аутентичной и интересной для них информации.

Блоги имеют различные квалификации по авторству, по типу и специфике контента и проч. В качестве организующего звена для кейса нам представляется возможным использовать текстовый личный блог, так как мы говорим об обучении чтению на иностранном, в нашем случае русском языке.
Безусловно, при отборе материала блогов для кейсов и создании самих кейсов необходимо ориентироваться на конкретную цель обучения, учитывать уровень подготовки учащихся по владению языком, широту их кругозора, а также подготовленности в будущей специальности.

Кейс «Как стать блогером»


1. Как стать блогером и стоит ли?
Большинство людей являются потребителями, а не производителями контента. Они читают, лайкают и делают репосты чужих публикаций. Это нормально.
Соцсети дали возможность любому постить котиков, стихи и прочую ерунду.

Современность постоянно наседает, не будь старпером, создавай каналы в соцсетях, продвигай себя. Если вы решили из читателей перейти в писатели, вот несколько советов:

1. Первое, что надо сделать блогеру, – отказаться от заимствований и
репостов. Публикуйте свои авторские фото, тексты, видео. Не стоит думать, что ваши мысли и фото какие-то плохие или примитивные. Во-первых, пусть судят читатели. А во-вторых, посмотрите на видеоблоги тинейджеров с простейшим контентом, но при этом миллионной аудиторией.
2. Сейчас время искренности. Пишите, что думаете. Всем понравиться нельзя. Критические комментарии? Прекрасно. Любая реакция вам на пользу. Обязательна ирония и самоирония. Будьте живым.
3. Следующий совет – пишите регулярно. К топовым блогерам читатели заходят ежедневно по часам проверить, нет ли нового поста. Они нажимают кнопку в закладках каждый день. И, конечно же, их ждет новый пост. Кроме того, чем чаще вы пишете, тем лучше будет становиться ваш слог, подача картинок и прочие блогерские навыки.
4. Старайтесь быть незаурядным человеком. Делайте свою жизнь разнообразной.
Экспериментируйте. Путешествуйте. Делитесь секретами вашей работы. Показывайте то, что не показывают другие. Тогда и читать вас будет интересно.
5. Не делайте выводов после одного-двух месяцев. Путь блогера к сердцу аудитории занимает как минимум несколько лет. Желательно еще какое-то удачное стечение обстоятельств. Или финансирование. Или отказ от работы в пользу блогерства. Тогда (возможно) вас начнут читать не только друзья, появится аудитория.
Если вы чувствуете, что у вас не получается, – просто не ведите блог. В мире полно счастливых людей, не имеющих популярных страниц в соцсетях. А уж сколько звезд и миллиардеров, которые в жизни не написали ни строчки, да и вообще в интернет не выходят. Если бы все были писателями, кто был бы читателем?

Как стать успешным travel-блогером

8 июня 2016

5 советов начинающим travel-блогерам:

  • Основа основ любого блога – это его содержание. У блога должна быть тематика, желательно такая, какая бы отличала его от множества других. Укажу свое отличие от других: я одна из немногих девушек путешественниц в Рунете, ведущих блог на постоянной основе и создающих в основном посвященный туризму контент.
  • Блог должен обновляться регулярно, в моем блоге новые материалы появляются три раза в неделю. Представьте, что вы издаете газету, вы же не будете ее печатать только тогда, когда у вас есть настроение? Так и блог – в поездке ли я, дома ли, болею ли, завалена ли я личными делами или уехала в отпуск – в понедельник, в среду и в пятницу в 6 утра появляется новый материал. Почему так рано? Чтобы у моих подписчиков была возможность прочитать новый пост за завтраком, лично я люблю делать именно так.
  • Посты должны быть содержательными – желательно, чтобы они могли не только развлечь, но и дать новую информацию, поэтому я стараюсь делать каждый пост полезным. Мои читатели очень любят конкретные рекомендации: у человека в современном мире нет времени на анализ информации, нет времени на выбор, он хочет получить все, что ему нужно, в сжатом виде. Одни из самых популярных материалов в моем блоге – о ресторанах и магазинах, которые я рекомендую в разных городах, о сборе отпускного чемодана, о способах, которые позволят сэкономить, организуя поездку. Да, конечно же, контент должен быть уникальным, каждый пост и каждая фотография в блоге сделаны лично мной, за исключением
    редких инсайдерских материалов. Я пишу только о своем личном опыте.
  • За блогом должна быть видна личность, но он не должен превращаться в личный дневник. Сохранить хотя бы немного приватности в мире, где каждый транслирует информацию о себе из каждого подключенного к интернету устройства, для меня очень важно. Личным подходом блог и отличается от журнала о путешествиях, за текстом в хорошем блоге виден сам автор с его привычками и предпочтениями, за журнальной публикацией лично я автора чаще всего не вижу, да и картинки из фотобанков, которыми подобные материалы чаще всего иллюстрируют, интересными не нахожу. К тому же автору блога, в отличие от автора журнальной статьи, можно задать вопрос и получить сразу ответ, я отвечаю на все комментарии, содержащие конкретную просьбу или вопрос.
  • Я тщательно выбираю партнеров для блога. Конечно, я не могу быть уверена в том, что те вещи, о которых я рассказываю в партнерских постах, обязательно понравятся читателю, но стремлюсь к тому, чтобы показать продукт с разных сторон и сделать выбор покупателя чуть проще. При этом если продукт не является органичной частью моего образа жизни, я рассказывать о нем не стану.
  • Считаю ли я себя успешным блогером? Иногда мне кажется: то, что я делаю, никому не нужно, иногда прыгаю до потолка, получив особо приятный комментарий или предложение о сотрудничестве.

Возможно, вам будет интересен Мини-курс “Создание рабочих листов”

Блог позволяет мне бывать в самых красивых местах, он дарит мне знакомства с очень интересными людьми, он дает мне возможность испытать себя в разных занятиях, благодаря блогу я написала книгу, выступила с не одной лекцией, мои статьи появились в лучших журналах страны. Мне часто пишут, что мой блог – это окно в мир для моих читателей. Точно то же самое я могу сказать про себя, для меня мой блог – это тоже окно в мир.

Новые слова и выражения:

Контент
Репост
Соцсети
Старпер
Канал
Darsik
Видеоблог
Тинейджер
Контент
Комментарий
Ирония
Самоирония
Пост
Рунет
Подписчик
Партнер
Примитивный
Топовый
Незаурядный
Инсайдерский
Лайкать
Постить
Окно в мир
Удачное стечение обстоятельств
Продвигать себя

Ключевые задания:

1. Прочитайте два поста популярных российских блогеров. Сравните советы, которые предлагает каждый из них.
2. По текстам постов охарактеризуйте личности самих блогеров. По каким критериям вы будете их описывать?
3. Найдите еще несколько постов по теме «Как стать блогером». Представьте их в своей группе. Здесь вы можете представить популярных блогеров своей страны.
4. Есть ли у вас личный блог? Какая социальная сеть или какой сайт вам кажется наиболее подходящей/им для ведения блогов? Приведите аргументы.
5. На тему «Стоит ли становиться блогером» напишите 2 поста, в которых вы представите аргументы за (первый пост) и против (второй пост) того, чтобы все вели собственные блоги.

В рамках данного кейса учащимся также предлагается познакомиться с сайтами нескольких российских блогеров, посмотреть их страницы в социальных сетях, выбрать понравившегося блогера и проследить за его публикациями в течение недели.
В настоящее время блоги на занятиях по РКИ используются нечасто, но стоит отметить, что преимущество блогов заключается в возможности реального общения, выходящего за пределы аудитории, что может в значительной мере усилить интерес к самому образовательному процессу. Блоги российских блогеров дают доступ к аутентичному языковому материалу в разных форматах.

Использование кейс-технологии также обладает рядом преимуществ, таких как развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска выражения собственных мыслей, творческого мышления, чтения текстов разных стилей и жанров на изучаемом языке, работы в команде и принятия самостоятельных и коллективных решений. 

Статьи по теме

One thought on “Блоги как ресурс для обучения иноязычному чтению (РКИ)

  1. Согласен, что использование блогов в изучении иноязычному чтению – хорошая идея. По крайней мере можно быть уверенным, что это будет современный язык (живой), с употреблением как современной терминологии, так и современного сленга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *