Инфографика как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы

Aвтор материала: Мокшина Юлия Львовна -
учитель русского языка и литературы, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет
Эксперт: методика преподавания литературы, чтения, русского языка

Стремительное развитие технико-технологических ресурсов информационной культуры XXI века определяет основные особенности современной коммуникации, среди которых, по мнению исследователей, важную роль играет визуальный контент.

Согласно мнению исследователей, мозг человека обрабатывает визуальную информацию значительно быстрее текстовой, вследствие чего графический дизайн является основным средством разработки объектов визуальной коммуникации.

Альберто Каиро, специалист в сфере визуализации, считает, что основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми и понятными образами, передача данных в компактном сообщении, которое выглядит интереснее и легче усваивается, чем сплошной текст.

Виды инфографики по типу контента:

  • советы и лайфхаки;
  • кулинарные рецепты;
  • тайм-лайны — хронология событий и биографии;
  • определённая тематика в цифрах и фактах (например, образование в цифрах).

Основания собственного педагогического опыта убеждают нас в том, что в качестве организационно-педагогических условий использования инфографики на уроках русского языка и литературы в школе могут быть рассмотрены:

  • Определение содержания учебного материала для использования инфографики на уроках русского языка и литературы.

В качестве содержания учебного материала для использования инфографики на уроках русского языка и литературы были выбраны занятия, посвященные обобщению знаний по изучаемым темам.

  • Выбор педагогических технологий для работы с инфографикой на уроках русского языка и литературы.

Основой для выбора педагогических технологий при работе с инфографикой на уроках русского языка и литературы является системно-деятельностный подход как способ организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения школьника в учебном процессе.

В связи с этим в качестве педагогических технологий используются:

  • проектный метод, предполагающий индивидуальную организацию работы над учебным материалом.
  • технология критического мышления, которая предполагает формирование навыков работы с информацией.

Построение системы занятий (урочная и внеурочная деятельность), ориентированных на использование инфографики на уроках русского языка

Для обеспечения эффективности визуальной коммуникации через инструмент инфографика с целью развития навыков проектной и исследовательской деятельности, а также навыков критического мышления была разработана система учебных занятий (урочная и внеурочная деятельность), обеспечивающая работу школьников с учебным материалом, с целью создания инфографики по типу контента (советы, хронология событий и пр.).

Примеры созданных материалов

  • учащимися 5-8 классов, – «Нескучный русский”.

  • «Краткое содержание художественных произведений в иллюстрациях школьников».

Фрагменты из книги «Краткое содержание художественных произведений в иллюстрациях школьников», созданной учащимися 5-8 класса (сюжетные карты повети М. Горького «Детство»

Таким образом, результаты эксперимента позволяют предположить, что инфографика как современный инструмент визуальной коммуникации на уроках русского языка и литературы может выполнять ряд функций: она может способствовать быстрому усвоению и запоминанию информации, акцентируя внимание на главном; повышать эффективность усвоения знаний; быть инструментом развития навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности, а также навыков критического мышления и др.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *