Разноуровневые задания на уроках русского языка: примеры, специфика

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Самара)
Эксперт: преподавание русского языка и литературы
Проект автора: http://asa.samgtu.ru/staff/ArticleID/141

Современная методика обучения русскому языку в средней школе выработала большое количество приёмов дифференциации учащихся. Это разделение производится
на различных основаниях в соответствии с разными принципами организации личностно-ориентированного обучения.

Наиболее эффективной в современных условиях зарекомендовала себя дифференциация процесса обучения, основанная на учёте уровня развития мышления учащихся и уровня сформированности мыслительных и психофизиологических операций, таких, как память, развитость критического и логического мышления, способность к широкому обобщению, способность к самостоятельному поиску и отбору материала.

Эта теория представлена в «Таксономии учебных задач» Б. Блума, американского педагога и исследователя.

Б. Блум представил шесть уровней упражнений, которые могут быть предложены ученикам.

1) ПОНИМАНИЕ – знание фактического минимума.
2) ЗНАНИЕ – фактический максимум по теме.
3) ПРИМЕНЕНИЕ – умение практически применить полученные теоретические знания.
4) АНАЛИЗ – способность к сопоставлению языковых явлений в рамках темы.
5) СИНТЕЗ – способность к широкому обобщению, сравнению фактов разных разделов предмета.
6) ОЦЕНКА – способность критически оценить полученные теоретические факты.

Для каждого уровня можно вывести слова-ориентиры:

  • ЗНАНИЕ – «перечисли», «расскажи», «назови», «сформулируй»;
  • ПОНИМАНИЕ – «расскажи своими словами», «покажи взаимосвязь», «объясни смысл»;
  • ПРИМЕНЕНИЕ – «объясни цель», «составь таблицу»;
  • АНАЛИЗ – «объясни причины», «сравни», «классифицируй»;
  • СИНТЕЗ – «сделай что-то новое», «приведи другой вариант», «есть ли другая причина»;
  • ОЦЕНКА – «выбери», «выскажи критическое замечание».

Упражнения, которые могут быть предложены ученикам на уроках русского языка, располагаются по данным уровням. Учащиеся последовательно проходят их, постепенно повышая тем самым не только уровень собственных знаний, но и развивая мышление.

Количество уровней заданий может варьироваться от двух-трёх до шести, что зависит от изучаемой темы, степени подготовленности класса, подобранного учителем языкового материала.

Иллюстрацией подобной работы может служить следующее упражнение.

При повторении знаний о синтаксисе простого предложения, полученных в начальной школе, всем ученикам 5 класса даётся одно общее задание к тексту и дифференцированные задания.

Общее задание:
Все учащиеся должны переписать текст, расставив, где нужно, точки, т.е. выделяя смысловые отрезки текста:

«Тиха украинская ночь прозрачно небо звезды блещут своей дремоты превозмочь не хочет воздух чуть трепещут сребристых тополей листы».

Затем учащиеся выполняют разноуровневые задания:

1 уровень – знание. Выполните полный синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.
2 уровень – понимание. Охарактеризуйте каждое предложение с точки зрения эмоциональной окраски, цели высказывания, наличия главных членов предложения,
наличия второстепенных членов предложения.
3 уровень – применение. Выделите все члены предложения, надпишите части речи, дайте полную характеристику предложений. Есть ли среди предложений сложное? Составьте его схему.
4 уровень – анализ. На каком основании вы проводите деление на предложения? Что затрудняет данную работу? (Учащиеся должны обратить внимание на инверсию – непрямой порядок слов в одном из предложений, а также на наличие слов, которые не употребляются в повседневной речи)
5 уровень – синтез. Укажите, какие слова создают особую «атмосферу» текста. Понятно ли вам их значение? Часто ли вы употребляете подобные слова в речи Почему?
6 уровень – оценка. Выберите слова, которые не употребляются в повседневной речи. Объясните их значение. Составьте свои предложения с этими словами так, чтобы предложения были распространёнными.

Вторым примером может быть следующее упражнение:

При закреплении темы «Местоимение» (6 класс) все ученики получают один языковой материал с заданием правильно записать его под диктовку учителя, подчеркнуть местоимения как члены предложения.

«Живём мы рядом со всякими животными и совсем ничего о них не знаем. Возьмём, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой – свои привычки, особый характер. То же у кошек, то же у лошадей. Если кто-нибудь будет тебе говорить дурное о животных, никогда не верь тому, что говорят». (А.И.Куприн)

После выполнения общего задания ученики, работающие на разных уровнях, получают разноуровневые задания, первые три из которых обязательны
для всех:
1 уровень – знание. Определите разряды имеющихся в тексте местоимений.
2 уровень – понимание. Обозначьте грамматическую форму местоимений.
3 уровень – применение. Выпишите все местоимения в таблицу, где были бы представлены местоимения каждого разряда. В случае, если в тексте местоимения какого-либо разряда нет, запишите свой пример.
4 уровень – анализ. Предложите, если это возможно, синонимы к представленным в тексте местоимениям.
5 уровень – синтез. Составьте предложения с местоимениями, синонимичными данным (в случаях, где возможна синонимическая замена местоимения).
6 уровень – оценка. Замените, если это возможно, имеющиеся в тексте местоимения синонимичными, выясните, почему А.И. Куприн выбрал те, а не иные слова для
передачи мысли. Сделайте вывод о том, употребление каких слов – авторских или синонимичных им – более удачно, то есть более точно и выразительно передаёт мысли и чувства писателя.

В ходе проверки учащиеся устно представляют составленные предложения, объясняя постановку знаков препинания, а также аргументируя сделанный выбор слов.

Это даёт возможность совершенствовать устную речь учеников, а также проверять степень владения языковым материалом, богатство словарного запаса каждого школьника, развивать языковое «чутьё», позволяет учащимся осознать коммуникативные функции местоимения . Всё это и развивает разные стороны личности, и способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

Упражнения по русскому языку, содержащие задания разных уровней, учитывают индивидуальные особенности каждого ученика, помогают создать наиболее благоприятные условия развития его интеллектуальных способностей. Для учителя подобная организация урока удобна и потому, что за короткое время он может проверить и знания каждого ученика, и умение применять их в творческом задании.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *