Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Сегодня все знают, что для становления и развития речи у детей необходимо развивать моторику. Доказано, что в головном мозге отделы, отвечающие за речь и движения кистей рук и пальцев находятся близко, поэтому если стимурировать работу пальцев и кистей рук, то происходит стимулирование работы отдела, связанного с речью (как письменной, так и устной). Одним из способ коррекции или профилактики дислексии и дисграфии может стать каллиграфия.

Каллиграфия

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»). Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

Таким образом, каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Чем полезна каллиграфия для развития речи?

  • Активизация работы пальцев и кистей рук.
  • Когда человек пишет, он мыслит. То есть учится формировать мысль.
  • Развитие эмоциональной сферы человека.
  • Развитие оптического контроля.
  • Равномерное развитие левого и правого полушария головного мозга.
  • Развитие внимания (студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность).

С чего начать?

1. Развитие наглядно-образного мышления.

Например, выполнение упражнений на ассоциации и видение части от целого, или целого в частях.

Упражнение №1. Задание:  надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

Упражнение №1.

Упражнение №2. Посмотрите внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией”.

Упражнение №2

2. Развитие умения ориентироваться в пространстве тетрадного/альбомного листка и строк/клетки.

Упражнение №1. Чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: “Снежинки падают”, “Бабочка на лугу”. Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога/родителя обучающиеся выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия ребенок сопровождает словами: “сверху вниз”.

Упражнение №2. Для отработки движения “слева направо” также используются игровые приемы, в которых обучающиеся действуют с мелкими предметами. Например, самолет “разбегается” по взлетной полосе, машина “едет” из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия обучающиеся сопровождают указанием направления движения: “слева направо”.

3. Мотивация иметь красивый почерк, научить пользоваться карандашом и ручкой.

4. Работа в прописях, а потом в тетрадях в косую линейку.

Например,

Рисунок 1. Пример прописей для занятий

Заниматься необходимо 15-30 минут ежедневно. Занятия раз в неделю ничего не дадут. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.

5. Работа в обычной тетради.

Упражнения: переписывать стихи, афоризмы и цитат, вести дневник, писать рассказы.

6. Исключить диктовку и переписывание с чужого почерка.

Где научиться каллиграфии?

Для детей: курс предлагает Детская школа Васильевых, Современный музей каллиграфии 

Для взрослых: Современный музей каллиграфииTypeType School, Каллиграфик

Что почитать по теме?

1. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя–– Смоленск: ООО Изд-во “Ассоциация XXI век”, 2000. – 80 с.: ил.

Здесь вы найдете этапы подготовки к письму, упражнения для развития навыков письма у детей, рекомендации по коррекции письма, анализ трудностей у детей.

2. Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013.

Автор знакомит с историей каллиграфии, а так же дает рекомендации по освоению первоначальных навыков и более сложных приемов письма.

3. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму / Е.В. Гурьянов. — М., 1989.

Авторы описывают психологические основы письма, методы и приемы работы.

3. Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». 45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008.

Перед вами пошаговая инструкция освоение приемов каллиграфии.

4. Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013.

Ориентирована на дизайнеров. Теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов — от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения. Автор подробно разбирает само устройство письма — штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.

Если вы только начинающий и основное желание – коррекция функциональных нарушений и красивый почерк, то  начните с первых трех предложенных книг. Если работа со шрифтом — ваша профессии, то выбор книг более обширный.

 

 

 

 

Статьи по теме

2 thoughts on “Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи

  1. Мы с Вами союзники. В своих авторских методиках для дошкольников и младших школьников я объединил мелкую моторику пальцев с непосредственным выполнением логических операций. Понимание значений логических (кванторных) слов и союзов демонстрируется детьми на пальцах. От этих логических, наиболее часто употребляемых, слов в наибольшей степени зависит получение, передача и производство информации. Далее по моей технологии осуществляется переход к графическому выполнению диаграмм. Здесь наряду с требованием красоты, ставится требование достаточной точности для передачи информации об отношениях множеств и об операциях с ними.

  2. Мы с Вами союзники. В своих авторских методиках для дошкольников и младших школьников я объединил мелкую моторику пальцев с непосредственным выполнением логических операций. Понимание значений логических (кванторных) слов и союзов демонстрируется детьми на пальцах. Далее по моей технологии осуществляется переход к графическому выполнению диаграмм. Здесь наряду с требованием красоты, ставится требование достаточной точности для передачи информации об отношениях множеств и об операциях с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *