Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка

учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №30 г. Волжского. Учитель высшей категории, "Отличник народного просвещения", Лауреат Премии Главы Республики Калмыкия в номинации "Лучший учитель".
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.

Одна из основных целей технологии – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.

В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:

  • совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;
  • взаимообратные задания (прямые и обратные задания),
  • матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;
  • представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);
  • блочная подача материала;
  • работа на уроке по единому тексту;
  • интегрированные знания (интегрированные уроки);
  • восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток) и т.д.

Традиционно учитель-словесник прибегает на уроках к помощи таблиц. Удачной таблицей, позволяющей наглядно изобразить материал, является матрица.

Матрица

Матрица – это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Подобные матрицы можно построить и на уроках русского языка, и они могут быть использованы как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения, повторения изученного материала.

При закреплении темы различные клетки матрицы могут оставаться пустыми, и перед учащимися ставится задача восстановления систематизировано полученной информации.

Подобную матрицу можно построить при изучении морфологии, видов сложных предложений, видов односоставных предложений:

А такая матрица послужит основой для вопроса: о какой части речи идет речь? Что вы можете рассказать об этой части речи? Восстановите информацию:

Матрица вносит не только системность в знания, но и помогает добыть недостающую информацию (свертывание информации и ее развертывание. Анализ и синтез).

Блоки

При блочной структуре материала ученик имеет возможность сравнивать, анализировать, находить общее и различное. Опыт такой работы показывает, что при такой подаче учащиеся легче воспринимают и лучше усваивают материал, более прочно он закрепляется в памяти.

Блок-схема

Подобную блок-схему можно использовать и при изучении тем “Фонетика”, “Деепричастие”, “Разряды местоимений”, “Лексика” и др.

Граф-схема

Граф-схема – это ориентированный связный граф, задающий последовательность выполнения операций данного алгоритма и содержащий ряд операторных и условных вершин, а также одну начальную и одну конечную вершины.

 

Деформированные упражнения

После знакомства с темой проводятся уроки закрепления, обобщения знаний, повторение изученного при помощи выполнения различных заданий и упражнений.

Но упражнение обретает системное качество тогда, когда оно содержит в своем составе четыре компонента:

А) прямое задание,

Б) обратное задание,

В) самостоятельно составленное аналогичное задание,

Г) обобщенное задание.

Например, при изучении темы “Морфемика” могут быть даны следующие задания

Творческое задание на восстановление текста. Вместо пропусков вставить образованные причастия, согласовав их с определяемым словом.

 

Вариант текста

Эффективность технологии УДЕ, доказанная практически, объясняется и тем, что запоминание крупного блока знаний совершается в пределах фазы оперативной памяти (двадцать – тридцать минут), т.е. в течение урока. Результатом Применения УДЕ становится также саморазвитие знаний, связанное с актуализацией резервов подсознания и согласованной деятельностью логического и образного механизмов мышления.

 

Статьи по теме

2 thoughts on “Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *