Может использоваться как на начальном этапе обучения русскому языку, так и в рамках корректировочных фонетических курсов.
Цели занятия:
1. Знакомство с фонемным составом сложных согласных звуков.
2. Постановка навыков произношения.
3. Начальная автоматизация звуков в слоге, слове, во фразе.
4. Формирование фонематического восприятия, направленного на различение звуков на слух.
5. Формирование навыков грамотного письма.
6. Формирование стартовых навыков самоконтроля при произношении и восприятии заданных звуков.
Ход занятия.
1. Скажите наоборот: глухой согласный → звонкий согласный (1 мин.).
2. Проверьте домашнее задание (8 мин.).
3. Артикуляционные упражнения (5 мин.):
4. Артикуляция звуков [ц], [ч] и [щ] (2 мин.).
5. Запомните (5 мин.): [Ц] = [Т+С] [Ч] = [Тʹ+Ш] [Щ] = [С=Тʹ+Ш] = [С+Ч] Повторите за преподавателем: Ц – Ц –Ц – Ц , Ч – Ч – Ч –Ч , Щ – Щ – Щ – Щ
6. Запомните, КАК ЧИТАТЬ (3 мин.):
7. Читайте (18 мин.):
Четыре, часы, чепуха, чемодан, чих, читать, чинить, четырнадцать, чей, чех, череп, через, чай, час, чайка, часть, чайник, часто, чадо, чёлка, чёрный, чудо, чума, чучело. Кричи, лечи, мячи, горячи, хочу, лечу, плачу, молчу, учу, кручу, тучу.
8.Слушайте слоги, хлопните, если услышите звук [ч] (1 мин.).
9. Слушайте преподавателя, пишите слоги (2 мин.).
10. Слушайте слова – пишите номер слова (5 мин.).
11. Напишите названия предметов (10 мин.):
12. Запишите слова в таблицу по моделям (10 мин.):
13. Читайте стихи (Д/з) (10 мин.):
Методический материал для преподавателя
Для аудирования и письма: Этап 1. Ча, ща, ац, ос, оть, оч, уч, те, це, ще, це, чу, уч, щу, су, тю, тё, чо, що, ос, оц, оч, ощ, оть.
Этап 2. Са, ца, ча, шу, иц, ци, сы, щи, ще, же, че, ош, оц, ос.
Этап 3. 1 – цех, 2 – чех, 3 – цена, 4 – человек, 5 – читать, 6 – цитата, 7 – цирк, 8 – час, 9 – задача, 10 – лицо, 11 – отец, 12 – учебник.
Этап 4. Можно использовать в качестве диктанта по предложенным изображениям предметов – предъявляется изображение, студенты пишут слово в тетрадь. Для повышения уровня сложности – можно заносить слова в тетради в таблицу:
Для проведения диктанта необходимо увеличить изображения предметов и распечатать их в цвете. Остальной материал занятия можно предложить в форме готовой распечатки – как рабочую тетрадь.
Для чтения: Читать слоги сначала «по образцу преподавателя», затем – по 1 студенту, сначала – в строку, затем – в столбик. Читать слова – сначала студент по очереди, затем – «по образцу преподавателя».
Статьи по теме
- Игры на уроках РКИ: продвинутый этап обучения
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ
- Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере)
- 5 пороков команды
- Ролевая игра по фрагментам фильма “Питер FM” на уроках русского языка как иностранного
Большое спасибо Вам.
Мне очень пригодился этот конспект урока