Современные интеллектуальные игры для старшеклассников: организация и примеры заданий

Заведующая кафедрой общей и специальной педагогики, профессор, доктор педагогических наук. Институт специальной педагогики и психологии. Санкт-Петербург.
Эксперт: методика преподавания литературы, чтения

Хорошо известно, что игра является, по Л.С. Выготскому , ведущим видом деятельности детей, чем умело пользуются педагоги начальной школы, пятых и шестых классов. Однако верно построенная игра, направленная как на итог (победу), так и на процесс (подготовку к игре), активизирует
познавательный интерес старшеклассников в области предмета «Литература».

Читающим книги школьникам не хватает возможности обсудить их с кем-то, кто тоже заинтересован в таком общении, те, кто еще не читают, оказавшись в центре обсуждения, получают возможность услышать, узнать о книге не только от учителя, но и от ровесников.

Все больше уходит из урока литературы целостное впечатление от книги, полученное школьниками в результате умного урока умелого учителя.

Командные игры

В процессе игры азарт команды всегда сильнее личных амбиций одиночки, что немаловажно с точки зрения воспитания.

Команды могут быть:

  • из одного класса (на первой стадии обращения учителя к подобной работе),
  • из параллельных классов или даже из разных школ.

Также есть смысл организовывать литературные турниры в два этапа: на последний выходят победители промежуточных.

Игра «Литературная планета»

По нашим наблюдениям, нынешним школьникам очень не хватает общих интересных активных действий, связанных с культурой, искусством, в которых
ребята будут не проявлять собственные лидерские наклонности, а представлять и защищать интеллектуальный статус своей гимназии, школы,
лицея.

Стоит отметить, что именно интеллектуальной игрой, то есть активным занимательным действом, мы стремимся привлечь внимание старшеклассников к программным литературным произведениям, как изучаемым в старших классах, так и знакомым ученикам по программе средней школе.

В качестве базы в игре используются программные произведения.

Игра состоит из двух этапов, в общей сложности (сама игра, подготовка к ней, тренировки) длится почти полгода: с января, когда учитель
и команда решают, играть или не играть, до апреля, когда происходит решающий финал.

Все подробности организации игры можно найти на сайте Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Задания

Задания для первого отборочного тура каждый год даются разные.

Один раз это была интерпретация (устное выступление и письменный эквивалент) одного из трех произведений по выбору команды: Е. Замятин «Дракон», Т. Толстая «Серафим», Ю. Буйда «Вышка». В качестве задания может быть предложена подготовка «Слова о поэте XIX века».

В первом туре команды знакомятся друг с другом, могут сравнить свои литературные предпочтения и представления с уровнем и знаниями
других команд – своих ровесников. Вопросы задают и школьники, и члены жюри отборочного тура.

Приведем далее планы игр с примерами конкретных заданий с необходимыми методическими комментариями.

Финал игры (второй тур) «Литературная планета»

Разминка (устно).

Проходит по кругу, ответы даются сразу, без предварительной подготовки. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.

Пример: говорится название, надо сразу вспомнить автора:

1) «Снегурочка» – А.Н. Островский;
2) «Дворянское гнездо» – И.С. Тургенев.

Задание 2. Узнать произведение по иллюстрации – 11 иллюстраций (по 1 баллу за правильный ответ: автор, название литературного произведения):

Трудности у старшеклассников возникают с узнаванием героев А. Грибоедова, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, И. Тургенева. Это связано с фактическим отсутствием у школьников представлений о том, как выглядели люди из разных сословий в XX веке.

N.B. В процессе урочной работы то, что касается одежды, внешнего вида героев, интерьера, расположения усадьбы помещика, может стать хорошей темой для проекта, и не только в старших классах, а уже начиная с пятого класса.

 

Задание 3. Игры в литературе (устно). Кто играет, из какого литературного произведения?

Оценки: за 0,5 балла за каждый верный ответ: автор, название, имя героя. Максимум – 1,5 балла. Пример такого задания: «Бьете вы мою карту или нет?

Другие произведения, эпизоды: игра в горелки из «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина (про Алексея Берестова рассказывает Настя,
горничная Лизы Муромской, глава «Игры»), Л. Толстой «Детство», колядки из. «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя; Кнуров и Вожеватов
играют в орел или решку, действие 4, явление 6, А.Н. Островский «Бесприданница», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», глава «Фаталист» («Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре»).

В этом задании вместе собираются те герои разных классических произведений, кто, так или иначе, предавался игре. Общая тема, объединяющая вовсе не схожих между собой персонажей, обнажает самые яркие свойства героев и помогает не только узнать знакомых, запомнившихся героев, но и вспомнить забытые образы. Объединяющей должна быть не любая общая черта, а та, что созвучна или понятна старшеклассникам.

Задание 4. Видеоролик «Памятники писателям в Санкт-Петербурге».

Задача – узнать, памятник (какому писателю посвящен и в где в Петербурге находится это место). Видеоролик демонстрирует памятники:

Трудности возникают не с узнаванием писателей, а с указанием места, где памятник находится в Петербурге.

Задание 5. Инсценировка по доставшемуся эпизоду из пьесы-сказки Е. Шварца «Золушка».

От команды приглашаются два человека для инсценировки, получают /вытаскивают свой фрагмент и отправляются готовиться. Показывают после
конкурса 6.

Задание 6. Жилища литературных героев

Фрагменты читаются вслух. В письменных ответах надо указать автора, название, героя. Оценка: автор, название – 0,5 балла, герой – 0,5 балла.

Другие фрагменты этого задания взяты из следующих произведений:

В зависимости от времени, это задание можно проводить и устно, читая вслух все вышеперечисленные эпизоды, но адресуя каждый только
одной команде по очереди.

Задание 7. Закончить рассказ: предположить возможный финал.

Смысл подобной работы – максимально погрузить школьников в авторский мир. Командам надо попытаться воссоздать смысл последней фразы и высказать предположение о возможном названии.

Автор задания, учитель школы № 348 Е.К. Лифоренко, предлагает рассказ В. Гроссмана «За городом».
Разумеется, рассказ или новелла для такого конкурса должны быть небольшими по объему, текст читается (без указания названия и последней фразы) вслух и затем раздается командам на несколько минут.

Приведем некоторые версии последней фразы и названия, предложенные командами, которым для этого дали несколько минут.

 

 

После всех прозвучавших версий ведущий читает финал рассказа В. Гроссмана.

Такие задания полезны не только в игре, но и на уроке: задействуя творческое воображение школьников, подобная работа мобилизует общее воспоминание о настроении художественного произведения.

Задание 8. Музыкальное (письменно)

Оценка: максимум 2 балла за каждый верный полный ответ: дать название и автора литературного первоисточника.

Звучат в записи (видео) небольшие музыкальные фрагменты:

Этот конкурс оказался самым трудным, несмотря на выбранные хрестоматийные произведения. Каждое музыкальное произведение написано на основе существующего литературного сюжета, известного школьникам.

Задание 9. Интерпретация по иллюстрации Саввы Григорьевича Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель».

На экране – картина. Задача – за короткое время создать и прочесть свою интерпретацию увиденного. Приведу два примера получившихся текстов-интерпретаций:

Задание 10. «Маршруты» – действия героев (устно)

Чьи действия (маршруты) представлены? Оценка: 1 балл – автор, название.

Читаем подборку, обозначающую действия. Одна подборка предлагается одной команде. Если команда не отвечает, то слово предоставляется другой команде. После верного ответа читается сам эпизод целиком/

Задание 11. Узнать Пушкинские произведения по фрагментам из фильмов

Динамика игры должна быть разнообразна: в одном задании все команды совещаются, идет мыслительная совместная работа, в следующем – от команды приглашают представителей для отдельного творческого задания, а остальные продолжают игру, затем – письменное задание, когда при слушании музыки или наблюдении за видеорядом ребята записывают ответы, или творят текст, фиксируют результаты общего наблюдения и т. д

По ходу игры отмечайте, какие виды игровых заданий более подходят именно этим ученикам, что конкретно вызывает их активность. Эти педагогические наблюдения помогут вам самостоятельно подготовить и провести успешно подобные игры.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *