Практические приемы применения метода проекта на занятиях русским языком с иностранцами

Старший преподаватель кафедры стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

В современной методике преподавания русского как иностранного метод проектов используется достаточно широко. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что он  реализует личностно-ориентированный, коммуникативный и компетентностный подходы, каждый из которых занимает одну из ведущих позиций в современной методике преподавания иностранных языков.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), завершаемую вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, который должен быть представлен учащимся на иностранном языке.

Одной из главных функций метода проектов в обучении русскому как иностранному является контроль.

В  настоящее время контроль необходимо проводить, в первую очередь, для проверки уровня сформированности компетенций, поскольку существующие требования к уровню владения языком описывают именно степень сформированности коммуникативной компетенции и ее составляющих.

Метод проектов является хорошим средством повышения внутренней мотивации к обучению:

  • обучающиеся могут выбрать ту тему проектного задания, которая наиболее соответствует их интересам.
  • проект отражает личность своего автора, поскольку является творческой работой, позволяющей привнести свое видение ситуации и раскрыть способности обучающегося.
  • во время работы над проектом обучение происходит через групповые действия, поэтому каждый участник проекта может получить помощь не только преподавателя, но и других участников проекта.
  • внутренняя мотивация обучающегося возрастает, если он осознает практическую значимость своей работы, а проектная работа позволяет обучающимся почувствовать свои достижения в обучении.

Как применить метод на практике?

Тема “Семья”

Мы считаем возможным создавать проекты на тему «Семья» по одной и той же схеме на уровнях от A2 до C1, которые, разумеется, будут разными по содержанию и наполнению.

Предлагаемые нами темы проектов (примерные темы проектов):

А2 – «Моя семья», «Рассказ о члене моей семьи»;
В1 – «Моя семья», «Рассказ о члене моей семьи», «Моя семья сто лет назад», «Мои семейные корни»;
B2 – «Семья современная и традиционная» (в моей стране, в России, в моей стране и в России), «Семейные традиции моей семьи (моей страны)», «Проблемы отцов и детей»;
C1– «Брак и семья в искусстве», «В чем секрет семейного счастья?» и т. д.

Этапы работы над проектом:

1-й этап – обсуждение возможных тем проекта (в зависимости от уровня владения языком) и форм его реализации.
2-й этап – деление на рабочие группы (если это групповой проект, на уровнях А2 и В1 проекты будут скорее индивидуальными, так как сосредоточены на том, что значимо для конкретного обучающегося); выбор / формулирование темы группой (обучающимся).
3-й этап – обсуждение целей, задач, критериев оценки. Остановимся на этом этапе подробнее. Целью проекта может являться контроль за усвоением лексики, грамматики, речевых стереотипов по теме, отработка коммуникативных навыков и т. д. Задачами являются выбор темы, распределение задач внутри группы, сбор информации по теме (путем поиска и / или проведения анкетирований, опросов), выбор вариантов оформления и презентации проекта, подготовка текстов, съемки видео и т. д.

Важно сформулировать общие цели вместе с обучающимися и помочь им определить те задачи, которые они будут решать в ходе работы над конкретным проектом.

4-й этап – определение времени работы над проектом, примерное определение затрачиваемого на каждую задачу времени, составление плана работы. Разумеется, выбор обучающимися периода времени выполнения проекта не может быть полностью свободным, так как преподаватель задает проектное задание исходя из учебного плана и т. д.

5-й этап – работа по группам или индивидуально, консультации преподавателя. Остановимся отдельно на консультациях преподавателя. Во время обсуждения времени работы над проектом следует также определить время и даты консультаций.

6-й этап – защита проектов, выставление оценок. Поскольку оценка за проект комплексная, оценивающая выставляется сразу несколько различных видов деятельности, к процессу ее выставления можно привлечь других преподавателей (создать проектное жюри) или самих учащихся, предложив им командную анкету для голосования за другие проектные группы.

Для преподавателей – членов жюри мы предлагаем другой вариант анкеты, позволяющий наиболее полно оценить проект по каждому из критериев. Напротив каждого критерия написано максимальное количество баллов, которое может быть получено за критерий, максимальное количество баллов в сумме – 100:

7-й этап – обсуждение результатов, обратная связь. Считаем этот этап особенно важным в процессе работы над первым проектом. После защиты проекта можно провести круглый стол или письменный опрос.

Вопросы для обсуждения могут быть такими:

  • Понравилась ли такая форма работы?
  • Чем понравилась / не понравилась?
  • Легко ли было работать в группе?
  • Как проходило распределение задач внутри группы?
  • Считают ли они, что поставленная цель была достигнута?
  • Узнали ли они что-нибудь новое в ходе работы над проектом?

Варианты заданий

На уровне А2:

  • найдите в Интернете информацию о семье известного человека, расскажите о ней на занятии, используя фотографии из Интернета;
  • возьмите интервью у вашего друга о его семье, расскажите на занятии, что вы узнали.

На уровне В1:

  • найдите в Интернете информацию о семье и предках известного человека, презентуйте информацию на занятии, нарисовав генеалогическое древо (если студенты не знакомы с этим понятием, можно предложить им найти в сети Интернет примеры генеалогических деревьев и создать древо выбранного ими известного человека по модели);
  • проведите опрос среди одногруппников / друзей / и т. д., чтобы узнать количество детей в их семьях, презентуйте полученный результат.

На уровне В2:

  •  найдите информацию о среднем количестве детей в российской семье в сети Интернет (отметим, что для успешного выполнения задания необходимо проработать на занятии варианты формулирования запросов для поисковых систем);
  • найдите информацию о фильмах для семейного просмотра, популярных среди россиян;
  • в каком возрасте лучше заводить семью? – опросите молодых людей разных национальностей в возрасте 18–25 лет и обобщите данные;
  • проанализируйте результаты социологического опроса газеты «Аргументы и факты», сделайте выводы на основе опроса.

  • найдите подобный социологический опрос, актуальный для вашей страны; сравните полученные данные;
  • подготовьте презентацию найденной вами информации (из всех заданий);
  • при презентации используйте визуальную информацию (картинки, инфографику, презентацию и т. д.).

На уровне С1: 

  • найдите в сети Интернет / библиотеке и т. д. картины, отрывки художественных произведений, представляющих семью;
  • найдите в сети Интернет / газетах статьи о том, в чем семейное счастье для россиян и жителей вашей страны;
  • проанализируйте инфографику, создайте свою на основе найденной вами в сети Интернет информации, представьте ее на занятии.

Предложенные нами выше задания, разумеется, могут быть адаптированы преподавателем для конкретной аудитории, которая выполняет проектное задание.

Хочется отметить, что задания по сбору и презентации информации являются обязательными на любом уровне.

Необходимость наличия определенных умений и навыков для работы по методу проектов позволяет нам рассматривать проектную работу как одно из возможных средств контроля за сформированностью компетенций, отвечающее современным требованиям стандартов образования.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *