Почему вы решили заниматься онлайн-преподаванием? И когда?
Новые информационные технологии меня интересовали всегда. Еще в 1997-м году я стала одним из первых стипендиатов из России Института Гете гор. Мюнхена со своим интернет-проектом, который на тот момент уже получил две международные премии. В 2007-м году, когда уже появился Skype, одна ученица, пропустив очередное занятие немецкого языка, попросилась наверстать материал с помощью этой программы. Вот с этих самых пор я и работаю в режиме онлайн.
Только Skype с 2009 года не является для меня главной платформой для преподавания онлайн, так как не содержит в себе всего функционала, который необходим профессиональному тренеру и учителю онлайн.

Главное отличие преподавания онлайн?
Я бы сказала так:
- Медиакомпетентность + знание своего предмета.
- Не нужно спешить на работу.
- Учитель сам создаёт расписание.
- Не нужно распечатывать учебный материал.
НО:
иногда уходит больше времени на подготовку материала к онлайн уроку, чем к обычному уроку.
Как вы создавали сетевое сообщество онлайн-педагогов?
Вы не поверите, но руководство сетевым сообществом было предсказано мне французским астрологом в городе Страсбург в 2008-м году. В тот день подруга уговорила меня испытать судьбу у астролога. Тогда я не приняла серьезно сказанные слова: «Вы будете работать и разговаривать со всем миром: со Швейцарией, с Италией и Вы будете обьединять людей в группу единомышленников».
А через год, в 2009-м, я создала свое сообщество под псевдонимом deutschonline.
Сначала это было на специальном сайте, на котором можно было публиковать свои работы бесплатно и привлекать коллег к сотрудичеству.
Но через некоторое время я создала группу на сайте Facebook, в которой на данный момент около 400 коллег из разных стран, которым интересна идея внедрения новых технологий на уроке немецкого языка.
Организация курсов для преподавателей: как появилась идея? Какие сложности были?
Основной идеей нашего сообщества является обмен опытом в области новых технологий преподавания иностранного языка.
Интересные идеи и сообщения в группе Facebook часто теряются и забываются. Именно поэтому, чтобы не терять полезные материалы, я предложила коллегам в группе проводить вебинаров для преподавателей.
Сначала я сама каждую неделю готовила материал для выступления.
Но совсем скоро стало понятно, что в одиночку невозможно охватить все новые технологии в преподавании, – так возникла идея приглашать референтов и опытных коллег из разных стран. Эта практика сохраняется и по сей день.
Каждую неделю у нас проходит открытый бесплатный вебинар по обмену опытом: знакомство с новой технологией или мастерские по созданию интерактивных упражнений.
На доске Padlet можно увидеть примеры видеозаписей наших вебинаров. За последние 7 лет было проведено более чем 300 вебинаров. 90 % из них на немецком языке. Ссылка на наш канал здесь.
Курсы для коллег проводят профессионалы своего дела. И они проходят в дистанционном режиме.
Например, онлайн-курс “Live Lehrer Online” я провожу уже в течении 7 лет. На нем мы изучаем различные платформы и учимся преподавать онлайн. В конце 7-недельного курса участники дают открытые уроки.
Их можно посмотреть здесь.
А отзывы участников здесь.
Вы придумали конкурс учебного видео. Как организовать такое масштабное событие?
Идея такого конкурса пришла мне и моей соседке, девятилетней девочке из Германии, семь лет назад.
Дело в том, что я начала сама пробовать создавать учебное видео, вместе с ней, для своих учеников уже в 2009 году.
Канал «Учим немецкий с Каролине» быстро набирал популярность!
И однажды, на прогулке, когда мы обдумывали новую тему для видео, было решено организовать конкурс для учителей и учеников, который мы назвали «Увидел. Снял. Научился»
За шесть лет в этом конкурсе приняло участие более 300 коллег из 26 стран.
Этот конкурс ежегодный: начинается в октябре и заканчивается феврале.
Коллеги сетевого сообщества нашей группы помогают советами, оценками, рисуют рекламу и сами участвуют в конкурсе.
Наш канал за эти шесть лет собрал более 6000 подписчиков. Эти видео можно использовать на уроке немецкого языка! И пусть они не все совершенны и не у всех участников отличное произношение, но мы учимся вместе и пробуем свои силы в создании СВОЕГО видео- контента.
И каждый год у нас получается все лучше и лучше!
На доске можно увидеть примеры видео этого года 2018.
В этом году победителям конкурса из Польши на нашей международной онлайн-конференции был вручён приз: двух-недельная поездка на методические курсы в Германии!
Ждём коллег учителей немецкого языка на следующий год!
Как взаимодействовать с партнерами и нужны ли они?
Без сотрудничества и партнёрства не обходится не один Интернет-проект! Партнёры помогают в продвижении, делятся опытом с коллегами на вебинарах.
Вот, например, 48 встреч мы провели в поддержку участников видеоконкурса, приглашая специалистов по созданию видео!
Иногда в день я провожу переговоры с пятью странами. И все это только благодаря сотрудничеству и взаимодействию с партнерами в сети Интернет.
В сегодняшнем сетевом сообществе нельзя иначе!
Как вы развиваетесь в профессии?
Человек счастлив в своем призвании: в этом я уверена на 100 процентов! Я выбрала профессию, которая приносит мне удовольствие, и никогда не жалела о своем выборе.
В сегодняшнем бешеном темпе невозможно без самосовершенствования в своей профессии.
Ушли те времена, когда мы ехали за многие километры в Институт совершенствования, чтобы учиться на курсах, сидя на лекциях пожилых лекторов, записывая что-то в тетрадке.
Теперь 90 % своих знаний я получаю в режиме онлайн.
Для повышения квалификации каждый год я участвую в различных онлайн-Event: будь то открытые университеты, или закрытые группы Facebook, или платные курсы, MOOC и так далее. Огромным стимулом является участие в различных конкурсах сетевых сообществ.
Какие ресурсы/книги посоветуете нашим читателям?
Сегодняшние ресурсы для самосовершенствования, конечно же, можно найти в профессиональных сообществах. Вы можете найти по любой теме видео на канале YouTube и создать свой закрытый плейлист. Конечно, и книги, и статьи по методике и дидактике не остаются без внимания.
Над чем сейчас работаете?
Вот уже в течении многих лет я совершенствую свой авторский курс на немецком языке: преподаватель в режиме online. И каждый раз, когда провожу его, нахожу что-то новое. Каждая группа приносит свои “изменения и новшества”. И теперь я хочу проводить этот курс на русском языке.
Также работаю над созданием онлайн-школы на немецком языке – совместно с партнерами из Египта.
Какой вы видите свою профессию через время?
Профессионал своего дела, владеющего информационными технологиями. Он не боятся смартфонов и мобильных девайсов в классе! Он проводят уроки вне стен класса, в парке или в музее, в театре или на промышленном предприятии.
Грани между онлайн-преподаванием и уроком в классной аудитории будут стираться!
Что бы вы пожелали педагогам, которые планируют преподавать онлайн?
По своему опыту могу только сказать:
- искать единомышленников,
- участвовать в вебинарах,
- записывать все мысли в специальную для этого тетрадь,
- пробовать различные платформы,
- создавать с помощью онлайн- приложений упражнения,
- пробовать снимать видео для учеников,
- вести свой блог,
- и не бояться ошибаться: потому что только так накапливается опыт преподавателя в режиме онлайн!
О чем бы предупредили?
Не ныть, а делать!
Не жаловаться, а искать пути!
Не жалеть об ошибках, а учиться на них!
И позвольте закончить это интервью моим девизом:
«Если ты гореть не будешь,
если он гореть не будет,
если мы гореть не будем, кто ж тогда согреет мир?»
Понравилось интервью? Приходите на вебинар Надежды Блуст 16 мая: