Лекционная рабочая тетрадь: принципы создания, пример, преимущества

Заведующая кафедрой русского языка Брянского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Эксперт: педагогика, методика преподавания русского языка

В свете новых тенденций высшего профессионального образования новые требования предъявляются к лекции, ведущей форме организации учебного процесса в вузе. Меняются целевые установки лекции: от формирования ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала к сотворчеству лектора и аудитории, активизации мыслительной деятельности студентов, реализации их творческих способностей.

Это обусловливает необходимость использования новых форм лекции, поиска новых технологий, методов, приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов.

Рабочая тетрадь – особый вид учебного пособия, имеющего свой дидактический аппарат и задающего определенный ориентир в организации работы на занятии.

Лекционная рабочая тетрадь носит информационный характер, поэтому содержит исключительно учебную информацию (в отличие от тетрадей контролирующего типа, содержащих задания для выявления уровня знаний и умений обучающихся).

Лекционная рабочая тетрадь содержит:

  • план лекционного занятия,
  • рекомендованная литература,
  • опорный конспект лекции в соответствии с вопросами плана.
  • В конспекте имеются пустые строки для записи ключевых слов, понятий, комментариев, а также таблицы, схемы, иллюстративные материалы и др.

Пример  фрагмента лекции «Главные члены предложения» (вопрос «Составное глагольное сказуемое»).

 

Примечание: иногда выделяют третью группу вспомогательных глаголов – глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия: любить, ненавидеть, страшиться, бояться…

В школьных учебниках и вузовских пособиях отмечены разные подходы к квалификации сказуемых с неглагольными вспомогательными компонентами: 1) такие сказуемые рассматриваются как составные глагольные осложненного типа; 2) анализируются как сложные глагольные сказуемые.

В чем проявляется осложнение сказуемого?

Я не должна сметь говорить вам об этом (И. Тургенев). Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах… (В. Вересаев).

  • изменяется ли вещественное значение сказуемого? (да / нет);
  • осложняется ли семантика вспомогательного компонента? (нет, представлено одно значение: фазисное, модальное / да, семантика становится синкретичной);
  • изменяется ли количество главных компонентов в сказуемом? (нет, главный компонент один / да, их становится несколько);
  • изменяется ли количество возможных спрягаемых форм во вспомогательном компоненте? (нет, сказуемое может включать только одну спрягаемую форму / да, спрягаемых форм может быть несколько).

Какие преимущества дает использование лекционной рабочей тетради?

  • Активизация мыслительной деятельности студентов. От частного к общему, от конкретных примеров к теоретическим выводам и обобщениям – такой метод исследования обеспечивает эффективную работу студента на лекции.
  • Визуализация материала. Использование рабочей тетради непосредственно связано с реализацией принципа наглядности, который является общей дидактической нормой, обусловливающей необходимость подкрепления словесных объяснений предметами, фактами, явлениями или их графическим и модельным представлением.
  • Помощь студенту в конспектировании материала. Правильное графическое расположение и оформление записей (рубрикация, выделение абзацев, подчеркивание главных мыслей, ключевых слов, использование системы знаков и т.д.) делают конспект более качественным. Кроме того, предварительно сделанные записи позволяют избежать искажения фактической информации. Ведь нередки случаи, когда на лекции студенты неправильно записывают имена, отчества, фамилии ученых, названия их трудов, годы издания. Все эти ошибки можно предупредить, избавив студента от необходимости фиксировать информацию подобного рода.
  • Качественное представление иллюстративного материала. Как известно, синтаксические конструкции невозможно изучать без конкретных примеров. Но в представлении иллюстративного материала при традиционном чтении лекции есть свои сложности.

Во-первых, некоторые синтаксические конструкции (сложные предложения, сложные синтаксические целые, диалогические единства и др.) объемны; запись их в качестве примеров или материала для анализа требует времени.

Во-вторых, студенты не всегда успевают правильно записать примеры. В итоге строки известных произведений оказываются неверно оформленными пунктуационно, искаженными по содержанию.

Студент не записывает примеры, а вместе с лектором читает и анализирует предложенные синтаксические конструкции. А преподаватель может использовать качественно преподнесенный иллюстративный материал для активизации внимания студентов, постановки проблемных задач.

  • Экономия времени. В любой теме можно выделить информацию второстепенную, но важную для осмысления рассматриваемой проблемы. В рабочей тетради материал такого рода может быть представлен в конспективном плане. Поэтому время, которое обычно затрачивается на механическое записывание примеров, комментариев, примечаний, можно распределить в пользу других, более продуктивных форм работы. В этом проявляется рационализирующая функция рабочей тетради.
  • Предварительная подготовка студента к лекции. Анализ материала в рабочей тетради позволит студенту ознакомиться с основными положениями, проблемными вопросами предстоящей лекции, что особенно важно при подготовке к интерактивным формам работы (например, лекции с запланированными ошибками).
  • Лекционная рабочая тетрадь поможет в организации самостоятельной работы студента по отдельным темам.

Таким образом, использование лекционной рабочей тетради позволяет превратить обучающихся из «потребителей» в «соавторов» знания в процессе совместной с преподавателем работы.

 

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *