Приемы работы с авиационной терминологией на уроках русского языка в вузе

доктор филологических наук, профессор кафедры языковой подготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации
Эксперт: лингвистика, методика преподавания русского языка как иностранного

Терминологическая лексика, как никакая другая, информативна. Поэтому в языке науки термины незаменимы: они позволяют кратко и предельно точно сформулировать мысль. Однако степень терминологизации научных трудов неодинакова. Частотность употребления терминов зависит от характера изложения, адресации текста.

Приведем примеры заданий для отработки терминологического аппарата системы.

Предтекстовая работа

Упражнение №1. Посмотрите видеорепортаж о происшествии в аэропорту «Пулково» и ответьте на вопросы.

 

  • Каковы, по вашему мнению, причины случившегося?
  • Известны ли вам подобные случаи?
  • Могло ли произойти трагедия по вине диспетчера?
  • Согласны ли вы с утверждением о том, что живой радиообмен между пилотами и диспетчерами иногда не дает нужного результата
  • Как вы считаете, могут ли автоматизированные системы исключить подобные и более серьезные происшествия?

Давайте рассмотрим одну из таких систем

 

Упражнение №2.  Прочитайте следующие термины и терминологические словосочетания. Отметьте те, которые вам известны.

Уточните определения неизвестных терминов и терминологических словосочетаний в «Авиационном словаре». Для поиска можно воспользоваться web-ресурсом или его бумажной версией. Выпишите те, которые представляют для вас особую трудность.

Упражнение №3. Как вы понимаете следующие выражения?

определять положение (кого/чего?) относительно (кого/чего?)
сделать наличие (чего?) обязательным
отсутствие на борту (чего?)
располагаться по разные стороны (чего?)
отслеживать траектории (кого/чего?)
индицироваться в виде (чего?)
обеспечивать возможность (чего?)
координировать взаимно (что?)
заключать в себе сведения (о чем?)

Упражнение №4. Определите глаголы СВ и НСВ, от которых образованы:

Упражнение №5. Выделите общую часть в сложных словах.

Всенаправленный, направление, однонаправленный ………………………………………………….
Радиотехнический, радионавигационный, радиомаяк ………………………………………………….
Метеообразование, образовать, преобразованный ……………………………………………………..
Самопроверка, проверять, проверенный …………………………………………………………………….
Придумайте с словосочетания с этими словами. Опишите ситуацию, в которой они могут употребляться.

Упражнение №6. Найдите однокоренные слова на карте слов. Работайте в группе: каждый студент называет только одно гнездо слов. Все слова как минимум имеют пару.

Вы можете предположить, о чем будет идти речь в тексте, учитывая данные слова, и эти заголовки в СМИ?

Работа с текстом

Упражнение №1. Прочитайте текст из учебника «Бортовые информационные системы» и ответьте на вопросы.

Система предупреждения столкновений (СПС) определяет положение других летательных аппаратов (ЛА) относительно данного. Цель такой системы – избежать столкновений. Это возможно только в отношении тех летальных аппаратов, которые имеют на борту такую же систему. Поэтому США и Европа сделали наличие на борту системы СПС обязательным условием для выполнения полетов в их воздушном пространстве.
В состав системы входит вычислитель и две антенны, а при отсутствии на борту системы индикации – еще и отдельный индикатор. Антенны располагаются в носовой части самолета, но по разные стороны фюзеляжа – чтобы избежать взаимных помех. Одна антенна всенаправленная и расположена под фюзеляжем. Вторая антенна, служащая для точного определения направления на другой самолет, направленная, она расположена над фюзеляжем.

Система СПС не имеет собственного передатчика и пульта управления, а использует оборудование ответчика управления воздушным движением (УВД). Пеленгуя излучаемые ответчиком УВД сигналы, СПС отслеживает траектории других самолетов и оценивает исходящую от них потенциальную угрозу. Если выявляется возможность конфликта, система оповещает об этом пилота, сразу же показывая, какой манёвр необходим, чтобы избежать столкновения. Так как приближающийся летальный аппарат может предпринять манёвр в ту же сторону, системы СПС двух сблизившихся летальных аппаратов координируют взаимно свои намерения.
Выдаваемая системой информация делится на две категории: о воздушном движении (traffic advisory, TA) и командная (resolution advisory, RA). Информация о воздушном движении заключает в себе только сведения о находящихся поблизости летальных аппаратах. По каждому из них сообщается горизонтальная дальность до него, его относительная высота и пеленг. Эта информация индицируется в виде карты на экране навигационного индикатора (рис. 1.3).

Командная информация преавляет собой инструкции в символической форме: она может быть двух видов – корректирующая и предотвращающая. Корректирующая советует предпринять какой-либо манёвр, предотвращающая, напротив, показывает, какой маневр нельзя выполнять, иначе возможно столкновение. Эта информация изображается на экране пилотажного индикатора в виде полосок на шкалах скорости и вертикальной скорости. Корректирующая информация изображается полоской зеленого цвета, предотвращающая – красного цвета.
Кроме выдачи информации для индикации пилоту, СПС может предусматривать привлечение внимания пилота к опасной ситуации другими средствами – при помощи звуковых тональных сигналов, сигнальных такта, синтезированного речевого предупреждения.
Различают три версии СПС: TCAS I, TCAS II, TCAS III (от английского обозначения системы – Traffic Alert and Collision Avoidance System). TCAS I – самый простой вариант, предназначенный для авиации общего назначения (малой авиации). TCAS II предназначен для установки на пассажирские и транспортные самолеты. TCAS III – это дальнейшее развитие TCAS II.

TCAS[tika:s] [тикáс]
АвиаЖаргон

Кроме перечисленных систем, раньше широко применялись еще и радиотехнические системы дальней навигации, которые определяли географические координаты летательных аппаратов по сигналам наземных фазовых радионавигационных систем типа РСДН-20 «Omega» или импульсно-фазовых радионавигационных систем типа РСДН-3 РСДН-10 «Loran-С». Эти станции работают в диапазоне длинных волн и обеспечивают возможность определения местоположения летательных аппаратов на большом удалении от радиомаяков – в сотни и тысячи километров, т.е. по всему земному шару. Спутниковые навигационные системы постепенно вытесняют РСДН, на новых самолетах приемники РСДН уже не устанавливают, наземные станции постепенно демонтируют.
К автономным радионавигационным системам относятся:

  • радиовысотомер:
  • доплеровский измеритель скорости и угла сноса;
  • метеонавигационный радиолокатор.

Эти устройства не используют радиомаяки, а получают информацию из собственного радиосигнала, отраженного земной поверхностью или метеообразованиями.

Вопросы.
1. На каких летательных аппаратах устанавливается бортовая система предупреждения столкновений (БСПС, TCAS)?
2. Каковы основные элементы TCAS?
3. Опишите принцип работы TCAS.
4. Какие виды информации передает система TCAS?
5. Предусматривает ли система TCAS дополнительные действия по привлечению внимания пилотов к опасной ситуации?
6. Сколько версий системы TCAS существует?
7. По какому принципу работали раньше радиотехнические системы дальней навигации?
8. Почему система TCAS вытесняет применявшиеся?

Сформулируйте и выпишите основную мысль каждого абзаца.
1………………………………………………………………………………………………………………………………..

2………………………………………………………………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………………………………………………………………..
4………………………………………………………………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………………………………………………………………..
6………………………………………………………………………………………………………………………………..

Упражнение №2. Прочитайте предложения. Отметьте те, которые не соответствуют информации текста.

Упражнение №3. Сравните предложения из разных блоков, найдите общее и отличное.

Упражнение №4. Объясните, что изображено на рисунках. Впишите названия устройств. Расскажите, для чего используются эти устройства, используя предложенные выражения.

Упражнение №5. Прокомментируйте схему системы TCAS II. Вы можете рассмотреть более подробно данную схему, скачав ее на Google диске.

Упражнение №6. Измените именные словосочетания на простые предложения по образцу.

Образец: Изображение корректирующей информации дается полоской зеленого цвета – Корректирующая информация изображается полоской зеленого цвета.

1) СПС используется для обеспечения безопасности воздушных полётов
2) СПС может предусматривать привлечение внимания пилота к опасной ситуации другими средствами.
3) Антенны системы TCAS отличаются по расположению.
4) Сейчас происходит постепенное вытеснение РСДН системами TCAS.
5) Введение системы TCAS обеспечивает бóльшую безопасность полётов.

Упражнение №7. Прочитайте текст снова. Расскажите кратко, о чем вы узнали, комментируя данную схему.

Упражнение №8. Посмотрите видеофрагмент о работе системы бортового предупреждения столкновений TCAS. Внимание! Он не является видеоверсией приведенного выше текста.
Обратите внимание на речевые сообщения TCAS, необходимые для понимания ее работы:

Слушайте и повторяйте вслух словосочетания.

автономная бортовая система
независимая служба УВД
безопасные интервалы
интенсивность воздушного движения
процессор TCAS
ответчики воздушных судов
движущиеся символы
выдавать рекомендации
может отслеживать
первоначальное предупреждение
действие по уклонению
угрожающий самолет
безопасное эшелонирование
ближайшая точка сближение

Упражнение №9. Образуйте по образцу глаголы в форме настоящего времени

Образец: делать – делает – делается
Передавать – ……………………….. – …………………………..;
Сообщать – ……………………………– …………………………..;
Охватывать – ……………………….. – …………………………..;
Принимать – ……………………….. .– ……………………………;
Отображать – ………………………. – …………………………..;
Выдавать – ……………………….. …– …………………………..;
Создавать – …………………………..– …………………………..;
Требовать – …………………………..– …………………………..;

Встречаются ли в видеоролике предложения с глаголами в неопределенно-личной форме (формально – в 3 л. ед.ч. с постфиксом –ся типа отдаётся)? Вспомните и назовите, в каких случаях.

Упражнение №10. Отметьте те предложения, которые соответствуют информации, полученной из видеоролика.

Упражнение №11. Смотрите видеоролик ещё раз и во время просмотра дополняйте фразы.

1. Система предупреждения и предотвращения столкновений TCAS II фирмы Bendix/King является ___________________________________________________. 2. Основой системы является процессор TCAS, который соединен с двумя антеннами, одна из которых установлена ________________________________ и одна __________________________________________. 3. Рекомендация о движении является первоначальным предупреждением, _____________________. 4. Они появляются, когда самолет-нарушитель находится на расстоянии от 35 до 45 секунд полета и ______________________________________________5. Когда звучит TA, вам не следует ______________________________, основываясь только на этой информации. 6. TCAS выдает рекомендации, основанные на времени ближайшей точки сближения, а не на____________________________________7. Это гарантирует, что у пилота всегда есть приблизительно одно и то же время реакции независимо от ___________________________8. Процессор TCAS может обнаружить и отслеживать ____________________целей____________________ и может выдавать рекомендации _____________________________________________.

Упражнение №12. Ответьте на вопросы.

1. Почему TCAS II может помочь летному составу избежать столкновений при увеличении интенсивности воздушного движения?
2. Какова последовательность работы основы системы TCAS?
3. Какова зона охвата системы TCAS?
4. Какие виды рекомендаций TCAS заслуживают повышенного внимания пилотов?
5. Какой параметр работы TCAS гарантирует пилоту время на необходимую реакцию независимо от скорости сближения?

Упражнение №13. Впишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие новую информацию, которую вы получили после просмотра видеоролика.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Посмотрите видеоролик. Прочитайте комментарии пилотов, выложивших этот ролик на авиационном форуме, о ситуации с бортом и работе TCAS. Напишите репортаж о ситуации от 3-го лица и расскажите в аудитории. Вы – будущий пилот или авиадиспетчер, поэтому можете уточнить технические подробности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *