4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы

Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основная причина — возрастание объемов информации как результат развития науки, её интегративность и необходимость в существенном ускорении освоения информации. Организуйте ежедневные тренировки своему мозгу и результат не заставит себя долго ждать. 

В русском языке чтение трактуется в нескольких значениях:

1. чтение как процесс восприятия оформленных различными способами текстов:

2. чтение как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях;

3. чтение как устное изложение перед аудиторией учебного (лекция) или научного материала (доклад).

4. чтение как процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительного анализатора.

Рисунок 1. Модель переработки текстовой информации

Какое чтение бывает?

Углубленное — это способ чтения при котором читатель обращает внимание на детали, производит их анализ и оценку. Еще его называют аналитическим или критическим.

Например, такой способ чтения лучше всего использовать при изучении учебных дисциплин.

Быстрое чтение — сплошное чтение текста, при котором быстро идет процесс анализа фактов и синтез отдельных понятий.

Например, такой способ чтения подойдет для чтения научной, технической, экономической и т.д. литературы.

Выборочное чтение — это способ чтения при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.

Например, такой способ используют при вторичном прочтении информационного источника после его предварительного просмотра.

Чтение-просмотр — это способ чтения при котором идет предварительное ознакомление с источником информации.

Например, берем в руки книгу, бегло просматриваем предисловие, по оглавлению отыскиваем наиболее важные положения автора, по которому можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваем заключение и делаем вывод о полезности и ценности текста.

Чтение-сканирование — это способ чтения источника при котором отыскивает исключительно фактографическая информация (цифры, слова, фамилии и т.п.).

Например, для доказательства своей точки зрения читатель отыскивает в книги ту или иную статистическую информацию.

Таким образом, рассмотренные способы чтения показывают необходимость не только овладения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от характера текста и бюджета времени.

Чтобы овладеть методами и приемами быстрого чтения необходимо понять причины медленного чтения:

Регрессия — непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При таком чтении глаза совершают движение назад, но не к начальному пункту чтения, а ограничиваясь ближней зоной.

Проговаривание — это движение губ, языка и других органов речи при чтении про себя. При медленном чтении возникает внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.

Малое поле зрение — охват глазом текста при одной фиксации взгляда. Человек воспринимает буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, следовательно, глаза делают несколько фиксаций, что называется дроблением взгляда.

Отсутствие стратегии чтения — отсутствие цели, задачи и темы, которая двигает читателем.

Отсутствие внимания — переключение мыслей на посторонние звуки, мысли, предметы снижает интерес к чтению и тормозит восприятие текста.

Нормативы чтения

Способы чтения различаются по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени. Важным является не только скорость прочитки текста, но и коэффициент понимания, продуктивность чтения.

В разных странах и языках различаются как названия, так и значения нормативов чтения (см. таблицу).

Нормативы скорости чтения в разных странах

В нашей стране так же имеются нормы скорости чтения для взрослых (см. таблицу).

Нормативы скорости чтения в России

Конечно, скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от многих факторов: активность нервно-психических процессов, особенностей мышления, внимания, генетической предрасположенности. Но каждый человек, ежедневно тренируясь, может изменить собственные показатели.

Приемы техники быстрого чтения

Прием 1. Отключаем регрессию.

Необходимо силой воли заставить себя не возвращаться в ранее прочитанному тексту. Для этого можно надеть наушники при чтении или использовать специальный алгоритм чтения. Этот алгоритм предполагает последовательное извлечение информации по ключевым вопросам.

Специальный алгоритм чтения

НАЗВАНИЕ (книги, статьи) — АВТОР (авторы) — ИСТОЧНИКИ И ЕГО ДАННЫЕ — ТЕМА (о чем книга, статья) — ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ — НОВИЗНА МАТЕРИАЛА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Прием 2. Отключаем внутреннюю артикуляцию (проговаривание).

Так как наша речь — это ритмический рисунок, то для увеличения скорости чтения необходимо использовать прием аритмического постукивания.

Прием аритмического постукивания

Читая про себя человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий ритму русской речи. Например: раз-дватри-четырепять-шесть-семь-восемь.Этот ритм разрывает привычный механизм речедвижений при чтении русского текста, то есть мешает внутреннему проговариванию.

Прием 3. Расширяем поле зрения.

Нетренированный глаз вынужден делать 12-16 остановок во время чтения, что отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.

Прием для научения чтению по вертикали

В таблице вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если потеряли какое-либо чисто, то ищите его, передвигая глаз только по вертикали. По этому же образцу можете сделать для себя таблицы с большим количеством чисел. Тренируйтесь 3-5 минут ежедневно.

Таблица для научения чтения по вертикали


Прием 3. Улучшаем внимание.

В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Навыки беглого чтения требуют развития всех качеств.

Для улучшения всех качеств нужно ежедневно выполнять ряд упражнений.

Пример упражнений.

Перед вами два задания. Каждое из которых вы должны закрыть листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо очень быстро. Затем следует ответить на вопросы.

Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил: капусте, мыло, масло, сало. Что забыл купить муж? Что он купил лишнего?

Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга Вормсбереха и Кабина «Сто страниц в час». Принесите ее.  Где именно лежит книга? Вас просили войти в комнату 325, 235, 435? Где стоит шкаф? Где лежит книга? Кто авторы книги?

Так же для развития внимания и памяти можно использовать мобильные приложения:

Таблица Шульте  он-лайн — один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения.

Lumosity — онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д.

PEAK — содержит 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнений по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость – головоломки, требующие быстрого принятия решений и вызывающий определенный мозговой конфуз. Решение проблем – ряд головоломок, в которых особый акцент сделал на работу с числами и геометрическими фигурами. Память – 7 упражнений для тренировки памяти и работе с карточками. Язык – предусматривает освоение навыков по быстрому подбору слов, составлению пар, поиску слов среди буквенной сетки (поддержка только английского языка).

«B-trainika» — ежедневно подбирает для Вас 5 упражнений, ориентированных на комплексное улучшение основных познавательных функций мозга. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день. Все тренажеры выполнены в форме игр, поэтому занятия на них увлекательны и интересны.

Таким образом, при должной целеустремленности, усердии и желании успех вам обеспечен.

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *