Прием Синквейна как инновационная технология в обучении РКИ детей-мигрантов

Aвтор материала: Снегова Наталья Львовна -
методист кафедры дефектологического образования Череповецкий государственный университет
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Написание синквейна – это свободное творчество, в процессе которого учащийся должен найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения – это тема. Представлена она одним словом, обязательно именем существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть имена прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке посредством использования глаголов или деепричастий описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке должно быть три слова.
  • Четвертая строка – это уже целая фраза, при помощи которой учащийся высказывает свое отношение к теме. Это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, но обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания.

Как использовать синквейны на занятии по обучению РКИ?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если тема предполагает простор для выражения эмоций.

Не всегда дети-мигранты сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумывания четкой системы логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал.

Как научить детей писать синквейн?

  • В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения.
  • Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров.
  • И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса дети по желанию зачитывают свои стихотворения.

  • Если работа проходила качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.
  • В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске.
  • Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю выявить глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения приема синквейна

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно использовать при изучении любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает им лучше понять и осмыслить изучаемый материал.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн – это своего рода игровая деятельность. В данном случае методика предполагает смену деятельности, способствует некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

Метод синквейна возможно также можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися.

Варианты работы с синквейном

А. Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно при его составлении использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Б. Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

В. Дописать синквейн. Для этого нужно, проанализировав данное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее

Бежит, останавливается, лечит

Потрясающее явление

Жизнь

Дети-мигранты должны определить, что тема данного синквейна – «Время».

На уроке литературы учитель предлагает детям домашнее задание: составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Синквейны, написанные учениками на уроках русского языка.

Таким образом, с помощью этой методики можно изучать любой материал. Отметим, что работа с синквейнами учащимся очень нравится, эта позволяет в ненавязчивой форме вырабатывать прочные знания.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *