Молодежный русский: условия коммуникации

методист СПб государственного бюджетного учреждения "Подростково-молодежный досуговый центр "Фрунзенский" Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук, доцент. Автор ряда молодежных программ и проектов по летней занятости, по добровольчеству, по профилактике рискованного поведения среди несовершеннолетних.
Эксперт: в области филологии, коммуникации, молодежной политики

Успешность социальных практик сегодня полностью зависит от навыков владения цифровыми технологиями, которые снабжены приложениями и другим опционалом, позволяющим постоянно находиться онлайн. Современное мобильное устройство стало выполнять функции посредника, автоматически переходя в статус партнера и полноправного участника коммуникативного процесса. Подобное концептуальное переосмысление коммуникации людей обрели свойства гетерогенной социотехнической сети.

Основным проводником тотальной «дигитализации» в коммуникации, несомненно, является молодежь – она всегда более восприимчива к новациям и смело приводит их в свою жизнь.

Возможно, вам будет интересен мини-курс “Инфографика на урока: создание и применение”

Популярность общения в форумах, чатах и мессенджерах, коммуникация эмотиконами, создание вирусных видео – это удобный и мгновенный способ передачи информации. В ситуации, когда гаджет оказался буквально «частью тела» человека, он дает преимущества социальному взаимодействию в онлайн и офлайн форматах. Развитие информационных и медиа технологий неизбежно меняет характер общественных коммуникативных процессов, радикально увеличивая доступность распространения наиболее эффективных социальных практик.
Становясь удобными платформами обмена социальными знаниями, с их помощью легко преодолеваются территориальные, культурные, языковые границы в общении.

Все больше современность уходит в коммуникативное пространство виртуальной реальности, общаясь с помощью мессенджеров, при участии социальных сетей, также у нас появился специфический юмор. Участникам онлайн коммуникации необходимо понимать, что сетевой формат общения приобретает сейчас некую новую, третью, форму бытования: это не устная речь – мы практически не говорим, но это и не письменная речь, потому что никто не проверяет расстановку нами знаков препинания.

В интернете мы спонтанно общаемся (это похоже на устную речь), но при этом мы общаемся не с помощью устной речи, набирая что-то с клавиатуры (это не письмо, а именно что-то напечатанное) – текстинг. Такая форма подачи текста первоначально существовала в виде смс.

Сейчас текстинг чаще используется для обозначения новой, гибридной – не устной и не письменной формы коммуникации. Общаясь в интернете мы не говорим, мы печатаем (именно печатаем, а не пишем), что существенно отличает интернет коммуникацию от письменной речи – мы не видим почерка, размера букв, мы можем только играть со шрифтами пользуясь графическими интернет-приемами.

Популярным стало общение не столько буквами, сколько картинками – инфографика, эмодзи, мемы. Интернет во многом нивелирует традиционную «репрессивную» функцию языка, здесь нормативным становится снижение лексики и употребление сленга, сознательное нарушение пунктуационных и орфографических норм.

В такой коммуникации вводится новое социальное разделение, упраздняющее традиционные статусные различия, основываясь на принадлежности к культурным трендам – пользователи поделены на «продвинутых» и «отсталых».

Возможно, вам будет интересен вебинар “Как создать интерактивное учебное видео”

Так, цифровая коммуникация обретает актуальность социального тренда, обладающего свойствами мобильности сетевого социума, сиюминутного ощущения совместного присутствия. Сама коммуникация в интернете строится по непривычным для нас правилам, для нее характерны те особенности, которые не характерны для письменной или устной речи. Отсутствие классических невербальных компонентов приводит к тому, что молодежь, с целью индивидуально выразиться, активно использует графические элементы, гифки, мемы, картинки, стикер-паки.

Удобным фактором участвовать или не участвовать в акте общения является элемент добровольности и желательности контактов (если на улице мы обязаны отреагировать на обращающегося к нам человека, то в интернете мы можем его забанить, если общение с ним не приятно).

Интернет коммуникация – это высокая степень экспрессивности, поэтому так часто используются эмотиконы и шутки. Все это приводит к нетипичному и ненормативному, с точки зрения классической коммуникации, поведению. Однако, интернет коммуникация – большое пространство для языковых игр, появления новых жанров (демотиваторы, коллажи с «чувством юмора» – фотожабы, литературное творчество – сететура, вирусный характер контента).

Мемы – одна из самых показательных особенностей речи современных интернет пользователей. О присутствии тех или иных мемов мы можем делать выводы о личности самого «говорящего». Цели у мемов разные – от развлечения и языковой игры, до провокации, речевой агрессии и кибербуллинга. С помощью мемов, также, удобно продвигается интернет реклама, они могут служить мошенническим орудием, например, в фишинговых операциях.

Новый массовый способ упорядочивания коммуникации и альтернативный способ управления ею, сформировался в социальных сетях. Предпочтение молодежью социальных медиа и сетевого общения, является проявлением новых форм социальной («дигитальной») коммуникации.

Сравнительные опросы молодежи показывают, что большая доля свободного времени, уделяемого дружеским связям и деловой коммуникации в социальных сетях, увеличивается. Так, еще в 2017 году, доля опрошенных респондентов из числа молодежи в возрасте 16-25 лет, проводивших время с гаджетом в руках более 3-х часов в день, составляла почти 70 %, при этом общение составляло около 80 % их онлайн-времени.

В 2020 г., треть опрошенной молодежи уделяет соцсетям уже более 5 часов в день (не считая времени, проводимого в рамках режима онлайн обучения, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции).

Нами замечена характерная черта молодежной онлайн коммуникации – желание находиться в постоянном социальном взаимодействии, а также наличие сокращения коммуникативных пауз. Так, четверть опрошенных сегодня, проверяют обновления не реже 3 раз в час, а потребность в незамедлительном реагировании на приходящие сообщения составляет 72 %. По комментариям самих респондентов, более 60 % ответили, что основная цель их нахождения в социальных сетях – это общение. Кроме комментирования контента других участников, самым востребованным видом общения являются мессенджеры, дающие возможность мгновенного коммуникативного реагирования (как индивидуальные, так и групповые чаты). Самой популярной для онлайн коммуникации по охвату, среди опрашиваемой молодежи, оказывается социальная сеть Вконтакте – 100%, следом идут Instagram – 88% и Whats App – 76%, далее c отрывом идут Facebook – 43 % и Twitter – 23%.

На вопрос «Какому общению вы отдаете большее предпочтение, реальному или виртуальному?» мнения распределились следующим образом. Большинство молодых респондентов считают, что реальное общение не может быть заменено виртуальным, при том, что большую часть своего свободного времени они уделяют общению в сети интернет.

На вопрос «Для чего вы используете социальные сети и мессенджеры?». 60% ответили – с целью общения, 40 % с целью развлечься. Это указывает на недостаток «живого» общения и невозможность реализовать свою досуговую деятельность в реальности, восполнив это с помощью социальных сетей.

И на вопрос «Считаете ли вы себя интернет-зависимыми», лишь 10 % отрицают свою зависимость. И здесь мы можем говорить о том, что основную часть свободного времени молодежь сама выбирает где и с кем проводить.

Примечательно, еще в начале 2000-х годов американские психологи утверждали, что есть простой тест на определение интернет-зависимости. Безусловно, в начале 20-х годов ХХI века этот вопрос уже выглядит смешно: «Проводите ли вы в интернете более часа в сутки?».
Таким образом, мы видим, что интернет-коммуникация осознанно вошла и закрепилась в повседневной жизни современной молодежи. Этот факт может являться удобным механизмом в организации разного вида работ: обучения, повышения компетенций, возможности профессионального самоопределения и др. Итоги опросов молодежи показали, что, безусловно, существует зависимость от социальных сетей и мессенджеров, потому что они играют огромную роль в повседневной жизни – используются с целью общения.
Происходящее объединение межличностных контактов связано с тем, что процесс общения происходит на расстоянии, при этом навыки «живого общения» в режиме «текстинга» не используются и в этой связи не развиваются. Альтернативные виды досуга обязаны дополнять и совершенствовать жизнь современной молодежи.
При этом стоит всегда помнить о профилактике информационной безопасности молодежи в сети, контролировать контент сомнительного содержания и общепринятой этике, интересоваться и обсуждать с молодежью волнующие их темы.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *