Какие задания можно предложить слушателям РКИ при чтении научно-технической литературы?

Aвтор материала: Яремчук Ольга Васильевна -
Старший преподаватель Кафедра русского языка как иностранного Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ).
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

В методике обучения РКИ рассматриваются разные формы работы с текстом.

По степени участия родного языка различают переводное и беспереводное чтение. Наша задача – беспереводное чтение, обеспечивающее понимание текста. Перевод используется только как форма контроля.

По наличию или отсутствию языковых трудностей различают подготовленное чтение и неподготовленное. Чтобы подготовить чтение научного текста,необходимо снять морфологические и синтаксические трудности, поработать с синонимическими конструкциями.

По месту подготовки различают аудиторное чтение, которое во время занятия используется как форма контроля, и внеаудиторное чтение, которое экономит время на уроке.

По соотношению графической и звуковой сторон различают чтение вслух (которое, например, предполагает овладение правилами интонирования, ритмики) и чтение про себя.

Обучение чтению научно-технических текстов слушателей РКИ продвинутого уровня осуществляется с целью реализации принципов функционального чтения, то есть – поиска и анализа нужной информации.

Возможно,  вам будет интересна серия вебинаров “Какой учебник выбрать для уровня А2-В РКИ”?

Чтобы слушатель стал читать функционально, необходимо пройти стадию просмотрового и ознакомительного чтения.

Просмотровое чтение

Просмотровое чтение предполагает получение самого общего представления о содержании текста, когда студенту-иностранцу достаточно прочитать заголовки, отдельные абзацы, предложения.

Такое чтение используется, например, при знакомстве с оглавлением учебника, монографии, сборника статей.
Тексты и задания к ним следует готовить так, чтобы студенты могли прочесть их с максимальной скоростью, не пользуясь словарем.
Перед чтением необходимо выполнить задания на усвоение новой лексики, правильное интонирование фраз, выделение
слов, несущих в предложении смысловую нагрузку. Перед просмотровым чтением дается методическая установка: «Прочитайте текст, постарайтесь понять его содержание».

Задания для просмотрового чтения научного текста могут быть такого плана:

  • определите, о чем говорится в тексте;
  • назовите явления, процессы, описанные в тексте;
  • найдите в тексте места, являющиеся ответами на вопросы.

При чтении текста-рассуждения, где высказываются различные научные гипотезы,
возможны задания такого плана:

  • назовите гипотезы, высказанные в тексте;
  • объясните, почему ни одна из гипотез не могла стать теорией;
  • определите, какая из гипотез является  верной;
  • подтвердите (опровергните) фактами из текста следующие положения.
  • Возможна форма проверки в виде тестовых заданий, когда, например, студентам предлагается закончить предложения, выбрав один из нескольких предложенных вариантов концовки.
  • Общее усвоение содержания научного текста можно проверить, предложив студентам ответить «да» или «нет» на заранее подготовленные преподавателем вопросы или выписать номера абзацев к предложенному плану.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Функциональное чтение с детьми инофонами”

Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение основано на поиске нужной информации без установки на воспроизведение и запоминание. Оно связано с выделением той части текста, которая касается предъявления и решения основной коммуникативной задачи или ознакомлением с содержанием каждой из частей текста в самом общем виде .

Ознакомительное чтение используется тогда, когда нужно озаглавить текст, определить его центральную тему, основную мысль, выделить основные части.

Перед чтением необходимо дать установку на восприятие текста:

  • « Прочитайте заглавие, абзацы №№…, объясните название параграфа, проиллюстрировав его
    примерами из прочитанных абзацев.
  • Сжато изложите содержание абзаца, текста».
  • Кратко сформулировать основную мысль текста;
  • выделить в тексте главное и второстепенное;
  • определить ключевые слова, несущие основную информацию;
  • найти и прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова; подчеркните слова, которые могут быть опущены.
  • Назовите научное явление, которое рассматривается в тексте;
  • перечислите основные характеристики рассматриваемого в тексте научного явления;
  • назовите научную гипотезу, выдвинутую в тексте; определите, в чем новизна данной
  • научной теории; объясните, какая из выдвинутых гипотез является верной;
  • аргументируйте, почему ни одна из гипотез не смогла стать теорией;
  • найдите в тексте предложения, являющиеся ответом на следующие вопросы;
  • найдите в тексте предложения, опровергающие следующие положения; на карточке напишите номер вопроса и свой ответ «да» или «нет».

Задания преподавателя должны быть основаны на умении студента-иностранца быстро ориентироваться в научном тексте, находить в нем главное и второстепенное.
Следовательно, задания необходимо выполнять четко и быстро.

Функциональное чтение

Это серьезное, вдумчивое, углубленное, детальное чтение, которое требует максимально полно и точно понять информацию, адекватно ее воспроизвести в соответствии с определенными целями. Данный вид чтения предполагает последующий пересказ, детальное обсуждение, использование полученной научной информации в теоретических и практических целях.

Одним из способов работы может быть самопостановка вопросов читающими, с помощью чего можно решить такие задачи:

  • целесообразное изменение текста при пересказе;
  • сравнение содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
  • установление причинно-следственных связей между явлениями;
  • развитие умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Методика обучения РКИ предполагает использование разнообразных упражнений в процессе чтения текста: предтекстовые (дотекстовые), притекстовые и послетекстовые

Восприятие – начальная стадия усвоения студентом прочитанного материала, когда идет работа с упражнениями, рассчитанными на процесс усвоения незнакомого грамматического явления или лексической единицы в составе предложения. Упражнения на наблюдение включают в себя прочтение языкового материала в разных формах и контекстах, как вслух, так и про себя.

Реализация притекстовых упражнений может быть осуществлена в виде заданий: прочитайте текст и озаглавьте его; выделите в каждом предложении слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку; прочитайте текст и обратите внимание на закономерности физического явления.

Возможно, вам будет интересна конференция “Чтение. Мотивация. Дети”

Послетекстовые упражнения могут включать следующие задания:

  • прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста;
  • выделите наиболее значимые слова и словосочетания, восстановите по ним основное содержание текста;
  • определим те предложения, выполняющие текстообразующую функцию;
  • сократите текст за счет предложений, несущих вторичную информацию;
  • к каждому пункту предложенного плана выпишите номера абзацев;
  • включите в каждый абзац текста обобщающие высказывания.
  • Чтение – это такой вид речевой деятельности, который направлен на восприятие и переработку информации письменного текста. Обучение чтению научных текстов студентов – иностранцев имеет огромное значение.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *