Современная лингводидактика располагает целым арсеналом интерактивных методов. . В практике преподавания русского языка как иностранного метод интервью используется в работе с иностранными студентами на этапе их межкультурной адаптации.
Этот практико-ориентированный монопроект требует хорошей организации координационной работы.
Рассмотрим этапы организации деятельности по методу интервью
-
- Учебная группа делится на несколько рабочих групп (в онлайне можно использовать возможности zoom). По 2-3 человека, вначале на основе добровольности, а на более поздних этапах – по принципу случайного выбора
- Преподаватель выдает каждой группе подготовленные им бланки задания, содержащие: лист задач и форму вопросника, опросные листы, таблицу «Новые слова и речевые модели, с которыми я познакомился», раздел «Выводы»
Обязательным условием успешного выполнения задания является полноценное усвоение материала, на основе которого строится работа студента, поэтому наиболее эффективно использовать метод интервью на завершающем этапе какого-либо раздела модуля.
Вопросники
Раздел 1. «Знакомство». Тема: «О себе» .
Основной формой реализации метода интервью является коммуникативно-диалоговая деятельность. Беседуя с носителями языка по заданной теме, обучающиеся заполняют опросные листы. На этом этапе тренируются навыки аудирования и устной речи, хорошая техника письма.
Важной особенностью интервью как интерактивных заданий является тот факт, что, выполняя их, обучающиеся не только повторяют и закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый. Так, общаясь с российскими студентами, иностранные студенты обогащают свой словарь новыми лексическими единицами, усваивают новые речевые модели, анализируют свой опыт и вносят информацию в таблицу в разделе «Новые слова и выражения, с которыми я познакомился».
- На следующем этапе студенты самостоятельно обобщают полученную информацию, свои умозаключения формулируют и записывают в разделе «Выводы». В большинстве случаев студенты не только анализируют ответы респондентов, но и формулируют свои предложения, констатируют изменения, произошедшие с ними в ходе выполнения задания.
- Заключительный этап работы – представление преподавателю и группе результатов своей работы в форме устного сообщения (докладывает «спикер», выбранный рабочей группой).
Возможно, вам будет интересна Игра “Лингва Лэнд”. Электронная версия
В интервью каждый участник коммуникации потенциально имеет возможность, сталкиваясь с позицией собеседников и приобретая собственный речевой и жизненный опыт, строить своё индивидуальное знание, которое требуется ему сегодня и которое он может развивать по мере необходимости впоследствии
Статьи по теме
- Применение метода глобальной симуляции в преподавании РКИ
- Подкасты на русском языке для носителей и изучающих
- Моя счастливая девятка, или Существует ли идеальный учебник РКИ?
- Аутентичные тексты на занятиях русского языка как иностранного (уровень А1)
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи