Речь – основной рабочий инструмент преподавателя, следовательно, неумение говорить четко и внятно, а также наличие дефектов в произношении звуков, могут усложнить жизнь не только вам, но и вашим слушателям. Из опыта работы.
Одним из самых трудных звуков речи является звук «р-рь» – неумение его произносить или трудности в его вопроизведении (картавость), затрудняют понимание материала вашими студентам, обучающимися, слушателями.
Что делать? Если вам так комфортно, и ваших слушателей это не смущает, то, пожалуй, можно не переживать по этому поводу и оставить все как есть! А вот если вы чувствуете себя неуверенно, излишнее проявление внимания к вам раздражает, и вы стесняетесь своего дефекта, то следует вплотную заняться исправлением речи. В сложных случаях постановкой звуков должен заниматься исключительно логопед, но ряд действий вы можете делать ежедневно самостоятельно.
Для начала, следует определить причины искажения звука:
• Звук не произносится и пропускается в речи.
• Короткая уздечка языка – делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение.
• Снижение фонетического слуха, снижение общей моторики.
• Горловое произношение – не происходит вибрации на кончике языка.
Если не получается определить самостоятельно, то следует обратиться к логопеду.
Следующий шаг – ежедневная артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.
Постановка звуков у взрослых может занять больше времени, чем у детей, потому что мышцы речевого аппарата со временем становятся менее эластичными.
Методика выполнения:
- Подряд выполняется не более трех–четырех упражнений, направленных на отработку того или иного «западающего» звука.
- На начальном этапе все упражнения выполняются перед зеркалом, потом зеркало убирается, полагаемся на собственные ощущения.
- Повторяем каждое упражнение не менее трех раз.
Пример артикуляционной гимнастики для людей с трудностью в произношении звука “Р-РЬ”.
1. Потрите ладошки рук друг о друга до тех пор, пока не почувствуете тепло. Теперь помассируйте каждый пальчик на руке. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью. Таким образом, “готовим” мозг и речевой аппарат к работе.
2. Улыбнуться и высунуть кончик языка и тихонько покусывать его в течение 10 секунд.
3. Открыть рот, высунуть язык, повернуть его вправо-влево, вверх-вниз.
4. Улыбнуться, поднять язык к небу и выдыхать воздух, не закрывая при этом рот.
5. Скороговорки и чистоговорки станут вашими верными помощниками: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», “Топоры остры до поры, до поры остры топоры”, “Тридцать три трубача трубят в тревогу” и т.д.
Последний шаг – включаем западающий звук в речевой поток.
Ни в коем случае в обычной речи или при подготовке к занятиям нельзя избегать слов, с плохо произносимыми звуками. Наоборот, доведите произношение до автоматизма. Составьте текст, полностью состоящий из западающей буквы и заучите его.
Например,
Во вторник в восемь вечера Вера вошла в вагон. Весна вдохновляла Веру, ведь Вера – винодел. Виноград вот–вот взойдет. Вера вкладывала все в виноделие. Ветер, ворвавшийся в вагон, взбудоражил Веруню. Вспомнился Владимир. Владимир – военный. Вера и Вова встретились в Волгограде – высушили вместе виноград. Владимир – высокомерный, важный воин. Верочка – вальяжная, вечно впечатленная, второкурсница. В восьмидесятые вторглась война в верхнюю Вольту. Владимиру выпало воевать. Война выбирает вольных, выжигает выдающихся воителей. В вагоне веяло валерьянкой. Вера вглядывалась в даль. Виднелся Волгоград. Виделось вечное….
Даже доведя речь до автоматизма, вы все равно должны постоянно следить за её качеством!Успехов!
Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.
Фото: Beauty Thing