5 письменных техник эффективного запоминания

Aвтор материала: Мырзабекова Аяш -
Преподаватель английского языка в Бiлiм Инновация Лицее для одаренных детей. Учитель-блогер, исследователь трендов. Пишет в инстаграм-канал Proactive.teacher о современных техниках и методиках преподавания, делится книжными отзывами. Фанат личной эффективности.

Зачастую, учащиеся не знакомы со стратегиями обучения, и при подготовке к экзаменам просто перечитывают конспекты или пересматривают образовательные видео. В итоге получают неудовлетворительные оценки и искренне спрашивают: «Но почему, я же учил(-а)»?

Эти простые инструменты помогут преподавателям справиться с иллюзией знания – ситуацией, когда ученики не подходят к обучению осознанно, не способны  оценить, что они знают, а что нет.

Важный момент – предложенные техники лучше всего работают при формативном оценивании, когда преподаватели дают обратную связь и не ставят оценки.

Малый риск поощряет учеников использовать техники в качестве стратегии обучения, а не инструмента оценивания, что снижает уровень стресса и страха перед экзаменами.

Подробнее о техниках  формативного оценивания можно узнать на вебинаре “15 инструментов эффективного преподавания”

Пост-конспектирование

Обычное конспектирование помогает ученикам организовать информацию и зафиксировать интересующие их темы. Но не все ученики хорошо конспектируют, некоторые записывают лекцию дословно, а кому-то сложно выбрать основную информацию.

Пост-конспектирование позволяет ученикам записать только то, что ОНИ запомнили, а не то, что ВЫ знаете.

Порядок действий простой:

  1. Учитель ведет урок как обычно, ученики слушают, участвуют в обсуждении, но ничего не записывают.
  2. Преподаватель ставит урок на паузу. Слушатели записывают важные темы и концепты, к которым могут вернуться дома.
  3. Можно организовать короткую дискуссию, учащиеся могут обменяться заметками в парах, либо получить обратную связь от учителя.
  4. Учитель продолжает урок.

Карточки знаний

Вы раздаете карточки ученикам, и они самостоятельно придумывают вопросы по пройденным темам. Затем вы делите учеников на мини группы, они по очереди выбирают карточки, зачитывают вопросы, а остальные участники команды записывают ответ на стикерах или в тетради.

Это является отличной моделью для самостоятельной подготовки. Во время работы с обычными карточками, и даже онлайн флэш-картами, ученики торопятся перевернуть карточку, думают, что знают ответ, но в действительности не проверяют себя. Когда они записывают ответ, они видят реальную ситуацию и могут провериться себя точнее.

Подробнее узнать о том, как сделать удобные материалы для урока, можно познакомившись с мини-курсом “Создание рабочих листов”

Эту технику можно адаптировать, например, проводить фронтальные опросы всего класса по карточкам, либо организовать быстрые мини-тесты в начале урока.

Омут памяти

Эффективный и простой прием, который активизирует процессы запоминания и повышает уверенность учеников в знаниях.

  • Учитель ставит таймер, раздает листы или стикеры и просит учеников записать всё, что они помнят по пройденной теме.

Таким образом, ученики получают долю ответственности за прогресс и проверяют себя. Хорошая идея – поощрять предоставление обратной связи друг другу, ученики могут пройтись по классу, посмотреть на работы других учеников, обсудить, что именно записали большинство учеников, есть ли неточности в их записях. Можно обсудить, какие стратегии помогли им запомнить материал.

Учащиеся могут сами придумать названия техник, например, не «омут памяти», а «распаковка знаний» или «поток сознания».

Геймификация экзаменов

  • Ученики отвечают на вопросы теста и записывают ответы в колонке «Банк».
  • Затем учитель дает 5-7 минут на то, чтобы «ограбить банк» и найти ответы на вопросы, которые оказались сложными.
  • Ученики заглядывают в работы одноклассников и записывают эти ответы в колонке «Мафия».

При этом, учитель не ставит оценки за этот формат теста, основная цель – повысить осознанность учеников о том, что они знают и что не знают.

Можно игрофицировать технику, добавляя ученикам по 10 виртуальных рублей за каждый термин в графе «Банк» и 5 рублей за каждый термин в графе «Мафия». Учитель затем показывает правильные ответы на проекторе, чтобы ученики могли проверить себя.

Больше интересных заданий можно найти в Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь “Clumsy and friends”

Скетчноутинг, или создание визуальных заметок

Создание креативных конспектов, когда ученики используют doodles, забавные иконки, разные шрифты и типы оформления активизирует работу мозга и способствует  эффективному запоминанию.

На YouTube есть подробное руководство по созданию визуальных заметок, также вы можете прочитать книгу Майка Роуди «Визуальные заметки».

В качестве формативного оценивания, креативный конспект раздела, или нескольких тем в конце четверти позволит учителю увидеть общую картину, а ученику – еще раз вернуться к пройденным темам и повторить их, что отложит информацию в долговременной памяти.

Реальные виртуальные и полезные конспекты вы можете увидеть в календаре “Продуктивный год” для преподавателей

Для создания визуальных конспектов можно использовать  онлайн приложения:

  • Keep – удобный и практичный инструмент для работы с визуальными заметками.
  • Pocket – данное приложение позволяет сохранять любой контент в сети прямо из браузера или других приложений в специальное хранилище, чтобы позднее была возможность подробно его изучить и просмотреть.
  • Padlet – отличная доска для совместного конспектирования.
  • Simplenote – настольное приложение для ведения визуальных заметок, записей в электронном блокноте.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *