Scrivener или как организовать работу с рукописью

Aвтор материала: Владимир Могирев -
Эксперт: книгоиздание

Как организовать работу над статьей, диссертацией или романом? Удобная система хранения информации – Sсrivener для пишущих людей. И не только для профессиональных писателей, но и для творческих преподавателей, ученых, студентов.

Scrivener – это не программа в привычном понимании. Это система, позволяющая писателю (в первую очередь), литератору, ученому, преподавателю систематизировать огромное количество разноплановой информации, поставить себе цели и задачи, наглядно показать взаимосвязи и структуру созданных ими произведений.

Рекомендуем “Нейроучитель. Как применять современные знания о мозге на занятиях?”

Scrivener может быть использован не только для написания книг любого жанра, но и для написания сценариев, статей, блогов в сети интернет, диссертаций и курсовых работ, дипломных и т.д. Например, с его помощью можно составить отчёт или систематизировать  коллекцию учебных, научных фильмов, фото, аудио или иных материалов.

Вот лишь некоторые возможности:

  • Готовые шаблоны сценариев фильмов, театральных постановок, радиопередач, структура которых соответствует требованиям английских и американских студий BBC, MGM и тп.
  • Готовые шаблоны повестей, романов, книг стихов с делением на части и главы. С описанием мест действия, персонажей, их взаимосвязей и конфликтов.
  • Возможность делать заметки, сноски, примечания прямо в тексте. В конечном файле они не печатаются.
  • Возможность работы с несколькими экранами.
  • Автосохранение и резервное копирование.
  • Возможность сохранения разных версий документа, возврата к предыдущим вариантам документа.

Рекомендации по работе с программой

При первом запуске она вам предложит выбрать шаблон (template) и задать название вашему первому проекту. Шаблон выбираете любой. Я бы советовал при первом запуске выбрать шаблон blank (чистый). Название можно дать “1”.

После этого вам будет предложено выбрать место для хранения проекта (все, что вы будете писать, читать, раскрашивать  называется “проект”. Это верхний уровень. Всё остальное – главы, части, фото, картинки, звуковые файлы – это будет внутри проекта. Правда, проекты (книги) можно объединять в подшивки).

Рисунок 1.
Рис.1. Первый запуск

Если вы всё сделали правильно, то откроется основное окно программы. Нажимаем на кнопку “во весь экран” в виде полого квадратика в правом верхнем углу.

Рис.2.
Рис. 2. Вид экрана

Здесь мы предостережём “горячие головы” от ускорения развития событий. Конечно, вам сразу захочется всё попробовать, и вы поймёте, что у вас ничего не получается! Это нормально!

Если ваша посудомойка не включается, первое, что надо сделать – это прочитать инструкцию. Даже если вы уже “да я сто раз стирала! И ничего.”

Для начала ознакомимся с разными кнопочками и решим, а что же, собственно мы хотим делать? И зачем нам этот трудновыговариваемый Ыскшмутук? Не пугайтесь! С вами всё в порядке. Ыскшмутук – это Скривинер набранный английскими буквами в русской раскладке.

Папка проекта теперь будет для вас основная. Все остальные файлы – отправленные редактору, в журнал, размещённые на форуме – вы можете хранить в Скривинер.  Более того, вы можете применять их не только ко всему проекту, но и к главам, частям, действиям, катренам, строкам, словам, буквам… ко всему.
Согласитесь, это довольно удобно. Да?

По мере необходимости, вы из своего проекта Скривинер распечатываете (или сохраняете в электронном виде) файлы нужного вам формата с нужными пометками.
Это может быть так любимый всеми творческими людьми PDF, TXT, RTF, и нечто другое.
Вы можете сохранить свой проект в виде электронной книги и разместить его в магазинах Амазон, Озон, Литрес. Вы можете вывести проект в виде бумажного издания с титульными листами (по ГОСТ или стандартам BBC, MGM) и отправить его на печать в типографию.

Настройка программы

Обновляем Скривинер до последней версии. Для этого нажимаем в меню “справка”/ “help” и выбираем пункт “check for update”.

Скачиваем обновление (если надо). Побегут зелёненькие чёрточки. Когда они заполнят всю полоску станет активной кнопка “установить”. Жмём её смело и решительно.

Если всё сделали правильно, или если у вас последняя версия, можно выбрать язык на котором программа будет с вами общаться. Можете выбрать гватемальский или тайский. Но мне ближе Русский. Его и выбираем. После этого обновляем программу!

Теперь еще раз о темплэйтах (template) или по-русски “шаблонах”. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами. Основной вид будет такой:

Главная страница
Рис.3. Главная страница

Начнём с левой панели. Панель – это такой прямоугольник, отгораживающий левую часть экрана. Там ещё дерево папок изображено.В самом верху окна есть ряд надписей. Это меню. Не будем рассматривать их все (пока), а начнём с необходимого (см. рис.3.):

  • Первое меню – “Файл”.
    Здесь вы можете создать новый проект, открывать существующий или сохранять текущий проект. Прелесть Скривинера заключается в том, что по умолчанию проект сохраняется после каждых 2 секунд бездействия. А на случай “пролил кофе на клавиатуру” или “Сосед делал ремонт и перебил провода” есть ещё и резервное копирование. Время автосохранения настраивается в “Параметры”.
  • Следующая меню – “Правка” Здесь есть две всеми любимые кнопочки “отменить” и “повторить”. Ими, конечно тоже можно пользоваться, но лучше сохранять ВЕРСИИ документов или “снимки экрана”. Здесь же можно добавить новую главу, или новый катрен или новое действие и так далее. С одной стороны есть всего два вида элементов – это “папка”, то есть нечто, что содержит внутри ещё что-то и, собственно, “элемент”. С помощью правой кнопки мышки можно легко превращать одно в другое. Так же если вы нажмёте на элемент и не станете отпускать кнопку, а потянете его вверх или вниз, то можно переместить его в другую папку или в другой элемент, превратив его тем самым в папку. Запутались? Не беда. Попробуйте, и вы всё поймёте.
  • Напротив элемента (текста, стиха, главы, рисунка, иллюстрации, картинки, звукового файла, описания персонажа и т.п) нет стрелочки (серый треугольник). А напротив папки – есть. И если вы начнёте на него нажимать (не на папку, а на серый треугольник рядом) содержимое элемента будет либо раскрываться, либо сворачиваться.И вот тут то и открывается важная особенность Скривинер! Допустим, ваша Рукопись (а именно так называется обычно самая верхняя по уровню папка) состоит из пяти глав, каждая из которых состоит из трёх частей, а части в свою очередь разбиты на эпизоды.  Скривинер позволяет вам писать одну сцену, а видеть все. То есть объединяет в одно целое все части вашего произведения.
Рис.4. Правка

В Скривинер возможно настроить количество и размер окон, их расположение и т.п. для вашего удобства (см. рис.4.).

Построение документа “Рукопись”

Выбираем Русский язык и проверку русской орфографии (см.рис.5.).  Выделяете слово или фразу правой кнопкой мыши, выбираете “инструменты писателя”, а там, из предложенного списка  выбираете грамматику, орфографию или просто перевод с французского на албанский.

Рис.5. Проверка орфографии
Рис.5. Проверка орфографии

Чтобы выбрать шаблон (template), необходимо определиться с тем, что вы планируете писать (статью, диссертацию, отчет, роман). Действительно, большой разницы в шаблонах нет. Да и вы сами в любой момент дважды щёлкнув по любому элементу всегда можете его переименовать, переделать, сменить иконку.

Если вы пишете диссертацию или статью со множеством формул, то в Скривинере есть и они.

Рекомендуем “Смысловое и функциональное чтение: создаем систему упражнений для работы на уроке”

После того, как мы выбрали название рукописи (в нашем случае это “1”) и место её дислокации/хранения, перед нами встаёт такая картинка:

Рис.7.
Рис.7.

В самом верху окна отображается полный путь к нашему проекту (рис.7.).
А это именно проект, а не собственно книга или стих. Ибо здесь хранится не только текст произведения, но и множество комментариев, описаний, правок, вариантов, характеров, конфликтов, мест действия.
Ниже расположены кнопки. Их количество и состав можно выбрать в меню “Сервис/Настройка” панели инструментов.
В центре три кнопки ” Видов” – обычный, пробковая доска и структура. Справа – поле для поиска в проекте по ключевому слову, и одна волшебная кнопочка с буквой i.
Слева размещён серый прямоугольник с буквами и надписью сверху: “Binder”. Вообще-то “Биндер” – это, по-американски, подшивка рукописей, тома книг.

Binder (или подшивка)

Рассмотрим подробнее, что находится внутри подшивки.

Первая надпись Novell format формат романа (возможны варианты) с синим треугольником – это описание нашего шаблона. Кстати, Novell format – это элемент. Или текст. Так как он не содержит вложенных элементов. А значит рядом нет треугольника, которым можно разворачивать или сворачивать содержимое.

Далее идёт строка Manuscript. Рукопись по русски. Не понятно? Два раза щёлкаем  и переименовываем  в русское слово “Рукопись”. Получилось? 

Вы уже заметили, что Манускрипт или, как нам привычнее, рукопись (вы можете также назвать это книгой или диссертацией) это папка (не элемент). То есть она состоит из других, вложенных в неё частей, которые можно сворачивать или разворачивать, нажав на серый треугольник рядом. Можно также сделать так, чтобы напротив названия папки (в нашем случае “Рукопись”) стояла цифра, показывающая количество вложенных элементов.ьДля этого надо в меню Сервис/параметры выбрать “Внешний вид” и поставить галочку в пункте “показывать число поддокументов в подшивке” (Если вам такой вид не понравился – просто снимите галочку).

Рис.8.
Рис.8.

Давайте теперь слово Part переименуем в Часть (первая, вторая, и т.д.) а слово Chapter в Глава. Ну, а слово Scenee и так понятно, о чём, но можно переименовать  в русское Сцена или Эпизод. И, наконец, давайте добавим новый эпизод/сцену в нашу рукопись. Для этого нажимаем на тетрадку – кнопка вверху.  При этом мы должны находиться там, куда хотим добавить новый текст. То есть в первой главе первой части рукописи. Выглядеть это будет вот так:

Рис.9.
Рис.9.

Добавляйте полезные кнопочки в меню управления: “Заметки к проекту”, “Статистика проекта” и “Статистика текста” – нажав на них вы увидите количество слов, символов, пробелов и т.п. Эти сведения часто запрашивают издательства, конкурсы,  и пр.

А теперь займёмся другими элементами правой панели – Binder или подшивка.
Это нам надо для того, что сохранив полученный проект “как шаблон”, которым мы будем пользоваться регулярно. То есть в следующий раз вам не надо будет ничего этого делать. Просто открываете Скривенер и работаете!

Важная папка Front Matter – это данные о произведении (титульный лист, адрес вашего литературного агента и пр.).

Несколько слов о количестве строк, символов, слов. 
Мы впервые здесь сталкиваемся с переменными.
Это буквы и слова, находящиеся внутри знака больше – меньше <   > и начинающиеся со знака $.
Вместо того, что бы каждый раз пересчитывать слова в своём проекте, например, перед отправкой на конкурс или в издательство, что бы не думать о том, что там вы удалили абзац, здесь переписали, а тут вообще вставили новый эпизод,  что бы раз и навсегда забыть про количество слов/символов, просто вставляем переменную <$Swc100> и дописываем слово “слов”.

А вот с переменными <$PROJECTTITLE> и <$fullname> ситуация иная. Это основные данные и они заполняются в свойствах проекта.

Рис.10. Титул
Рис.10. Титул

Manuscript Format – титульный лист

Выбираем меню Проект/Метаданные и вводим нужную информацию.

Рекомендуем “Чтение и работа с текстами на занятиях РКИ”

Вы всё сделали, а надпись на титульном листе не изменилась?
Не волнуйтесь, всё правильно. Она и не будет меняться в Скривенере. Информация будет подставляться, когда вы будете переводить свой проект в файл Word или в электронную книгу.

Теперь вы можете открыть с помощью Скривенер наш проект под красивым именем “1” и сохранить его “как шаблон”. При каждом открытии Скривинер и попытке создать новый файл вам будет предложен в том числе и этот русскоязычный шаблон.

Работайте в удовольствие!

Автор: Владимир Могирев

Статьи по теме

2 thoughts on “Scrivener или как организовать работу с рукописью

  1. Спасибо за статью! Столкнулась с проблемой: создала Проект и работаю с ним уже полгода. Но теперь внесла много существенных изменений. Поэтому хочу создать копию текста этого Проекта и продолжать работать с текстом в новом Проекте. А первый вариант хочу сохранить в рамках первого Проекта. Как это сделать в скривенере? Поможете?

  2. Писал кое что почти год,и вдруг неделю назад ,часть работы, несколько глав сначала оказались в корзине,потом совсем исчезли,кто нибудь сталкивался ли такой проблемой? И есть ли возможность восстановить удаленные файлы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *