Пример применения авторских исторических загадок

Разгадывание исторических загадок развивает у слушателей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Применение загадок направлено на:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (поэтому их можно использовать на всех этапах обучения);
  • проектирование и конструирование интеллектуальной среды развития обучающихся вне зависимости от возраста обучающихся;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Преподаватель может сам придумывать исторические загадки или пользоваться интеллектуальным трудом коллег.

Актуальным для меня является использование исторических загадок в системе дистанционного обучения, например:

  1. выкладывать загадки, наряду с заданиями, в поле семинарских занятий;
  2. воспользоваться собственным учебным блогом или социальными сетями, если вы дружны со своими студентами и коллегами, вовлекая всех в процесс отгадывания;
  3. встраивать в начало занятия, при изучении нового материала: метод отсроченной отгадки.
  4. на этапе контроля и обобщения знаний: в длинных дистанционных семинарах.
  5. на этапе обобщения и систематизации знаний: использовать прием “мозгового штурма”.

Использование загадок помогает научить следующим видам деятельности и умениям:

• Называть даты  событий, хронологические рамки, периоды событий и процессов.

Например, сложная загадка для студентов и слушателей. В каком городе впервые на советском пространстве был случай рэкета?

Ответ: Первый случай рэкета был зарегистрирован в славном городе Днепропетровск в 80-е годы.

• Называть место, обстоятельства, участников, результаты  исторических событий.

Например, известно, что после принятия христианства, с нашими князьями стали сочетаться браком европейские монархи (не с князьями конечно, а с их детьми), а вот потом это снизошло на “нет”. К 17 веку царские дочери оставались девами. А вот почему?

Ответ: православие не хотело смешиваться с католицизмом. Русские цари не желали отдавать своих дочек за иноземцев-иноверцев,  негоже царскую кровь мешать, чтоб престиж царской ( романовской) фамилии не ронять. Вот поэтому те из дочерей, кто в юные годы не умер, , вынуждены были свой век в монастырях, да в девках коротать – зато в чистоте православной веры и без примеси боярской крови.

ИЛИ

Известно, что во времена нашествия Батыя храмы христианские не щадили. Однако, после установления зависимости от Орды, Церковь была освобождена от дани (до наших дней дошли ханские ярлыки, освобождающие от уплаты), да и христианство завоеватели не подавляли и другой веры не навязывали. Вопрос: с чем связано такое толерантное отношение?

Ответ: в указе Чингис-хана,  родоначальника золотоордынских ханов и основателя политики абсолютной веротерпимости, даже покровительства, есть ответ на загадку.
Указ этот дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь.
“Святейшее Повеление царя Чингиса, Повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие священные книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета; они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков; вне сего, кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям и наказывать по усмотрению и по получении настоящего Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано сие свидетельство”.

• Описать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпох.

Например, кто из большевистских лидеров ввел моду на кожаную одежду? Все же знают этот “стаил” – кожаные куртки, плащи, сапожки со “скрипом”.

Ответ: Яков Михайлович СВЕРДЛОВ (1885 — 16.3.1919), председатель ВЦИК. 

ИЛИ
Как монголы готовили вяленое мясо?

Ответ: На спине лошади. Нарежет монгол мясцо, под седло запихнет и рванет по своим делам.
Кобыла скачет, спина потеет, мясо просаливается-вялится.

Главное назначение загадок состоит в том, чтобы обеспечить обучающимся необходимый уровень усвоения исторических знаний, развить историческое мышление и заинтересовать предметом.

Понравилась статья? Присоединяйся к нам на онлайн-лекции:

 

Автор: Китаев Руслан Сергеевич – кандидат исторических наук, доцент. Автор учебных пособий и статей по истории.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *