Сценарий семинара “Развитие эмоционального интеллекта учителя”

Ведущую роль в продуктивности педагогической деятельности учителя играет эмоциональный интеллект. Семинар поможет преподавателям научиться лучше определять свои чувства, принимать их и адекватно выражать.

Понятие “эмоциональный интеллект”

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

  • способность к восприятию и выражению эмоций;
  • способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;
  • способность понимать свои и чужие эмоции;
  • способность управлять эмоциями.

Сценарий семинара для учителей

Название (можно написать на доске): “Здесь и сейчас”

Необходимые материалы: маленькая доска, мел, музыка; плакаты (см. ниже); на отдельном столике под покрывалом: там – там, маракасы, мешочки с крупой, копья–палки, перчатки для бокса, две диванные подушки, пластилин, платки; мягкие игрушки – тигр и кролик; фартук с кроликом (для официанта-ведущего); меню – на отдельных картонных карточках; 3-4 бумажные скатерти, одноразовые тарелочки, влажные салфетки (5-6 пачек), простые салфетки; пластилин по пачке на каждый стол, карандаши, мелки; листы цветного картона для писем благодарности, свеча большая.

Для участников необходимо расставить (полукругом) 3-4 больших стола, накрытые скатертями.

Приветственное слово ведущего и зарядка (под музыку)

Тайминг: 2 минуты

Ведущий (одетый в фартук): “Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я рада вас приветствовать в таверне «Находка». В нашей необычной таверне. Вы побываете на пиру чувств и отведаете и сладкое и соленое и горькое и терпкое. А перед началом пира, мы с вами – проснемся! Встаньте, дорогие друзья, и представьте себе, что вы только что встали и с удовольствием потягиваетесь!  Потянулись…!  Вдох, выдох! А теперь правая рука, левая нога – потянулись…; левая рука – правая нога – потянулись…

И положим в ладошки немного любимого геля для душа. О, как пахнет! И растираем свои ручки, плечи, животик, ноги… Замечательно!

И снова потянулись (вдо-о-ох), тянемся, тянемся к солнышку, наполняемся жизненной силой, энергией и выдох! Замечательно!”

Релаксация “Сад моих чувств” (под музыку)

Тайминг: 3-5 минут

Ведущий: “Ну, а сейчас разрешите попотчевать вас, уважаемые гости, первым блюдом под названием: “Сад чувств”. Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза, настройте все свои рецепторы: и зрительные и слуховые и тактильные и вкусовые”.

По кругу передается мягкая игрушка, участники говорят о своих чувствах.

Ведущий: “Как вам первое блюдо, дорогие гости, что вы сейчас ощущаете, чувствуете?”

Разбор “базисных чувств”

Ведущий (у доски): “Итак, чувства. Чувства – мощная жизненная энергия, которая может быть одинаково созидательной и разрушительной. Важно помнить, что обучаться языку чувств никогда не поздно.”

На доске прикрепляется плакат.

[su_box title=”Базисные чувства” box_color=”#ffb066″ title_color=”#030303″]радость

грусть

страх

гнев или злость

вина

стыд

обида

интерес

удовольствие

отвращение[/su_box]

Ведущий продолжает говорить об эмоциях.

Все эмоции условно позитивные и условно негативные (зависит от ситуации).

Условно негативные: горе, страх, гнев, отвращение, стыд.

Без них невозможно справляться с трудными ситуациями, переживать и выходить из кризиса.

Переживание – наше человеческое свойство, через которое закаляется и становится зрелой душа.

Если же мы стараемся подавить, игнорировать эти чувства, то они становятся пусковыми механизмами телесных соматических заболеваний. Здесь важно принять, пережить и адекватно ситуации выразить.

Учимся взаимодействовать с эмоциями

Пример №1.

Мама пришла с работы, увидела, что посуда не помыта и с порога кричит: “Как мне все надоело! Ты –лентяйка!”

Дочь злится, уходит в свою комнату. Приходит чувство несправедливости, гнев, стыд, вина, обида – хаос чувств в них невозможно разобраться. Пытается учить уроки. Невозможно сосредоточиться, почему-то начинает болеть живот, голова. Она выходит с этим к маме.

Мама начинает спрашивать, что болит, о чувствах ни слова. Так закрепляется модель поведения – мир в отношениях восстанавливается, если заболеть.

Пример №2.

Мама, понимая, чем она раздражена, говорит, придя с работы: “У меня был трудный день, я очень разозлилась на одну ситуацию на работе, и у меня нет сил. Я просто возмущена, что посуда не вымыта, хотя мы с тобой договаривались!”

Дочь: “Извини. Я сейчас вымою.”

Дочь тоже злится, но понимает, что упрек справедлив.

Ведущий задает участникам вопрос: “В чем разница?”

Ответ: взрослый говорит о своих чувствах, не смещая гнев с рабочей ситуации на дочь. Разница – в интенсивности проявления эмоции и ясности причин. Это дает возможность дальше договариваться.

На доске вывешивается новый плакат.

[su_box title=”Взаимодействие с эмоциями” box_color=”#ffb066″ title_color=”#030303″]

  1. В любой ситуации, спроси себя: “Как я себя чувствую? Если это трудно, то можно описать свои ощущения. Например, сильное напряжение в теле может быть связано с тревогой, страхом или раздражением.
  2. Отделение чувства от себя: “Я разозлился …, когда …”
  3. Принять свое чувство (принятие во благо любой эмоции).
  4. Прожить его.
  5. Выразить свое чувство сообразно ситуации.
  6. Анализ: адекватно или неадекватно ситуации вы среагировали. Если неадекватно: поиск пускового механизма, истинные мотивы. И трансформация.[/su_box]

Упражнение с участниками “Гнев – это нормально”

Ведущий: “А сейчас, уважаемые гости, для каждого из вас есть возможность выбрать из нашего меню фразы, которыми можно продолжить предложение.

На доске: Я злюсь, когда…

В меню для выбора (раздается участникам): меня оскорбили; я подверглась нападению; я пала духом; меня подавляют; водят за нос; поводят; обманывают; отвергают; эксплуатируют; моими потребностями пренебрегают; что-либо угрожает моему здоровью; моя жизнь находится под угрозой; теряю что-то чем я дорожу; вижу нечто чему по-моему мнению нанесен ущерб; вижу как нарушаются или подвергаются угрозе права других людей.

Ведущий: “А еще, дорогие гости, у нас в таверне «Находка» есть традиция – мы вместе придумываем общее блюдо.

Сегодня  общее название этого блюда: «Гнев – это нормально».

Сначала вместе подумайте и обсудите:

  • зачем эта эмоция дана;
  • что может дать проживание этой эмоции;
  • какой опыт мы приобретаем;
  • как этот опыт может изменить нашу жизнь.

Тайминг: 3 минуты

Ведущий: “Хорошо. Теперь для приготовления этого блюда вы можете использовать наш волшебный стол.”

Ведущий раскрывает накрытый столик жестом фокусника (см. необходимые материалы)

Ведущий: “А сейчас все вместе презентуем это блюдо, выразим гнев, злость, обиды.  Приготовились, три, четыре. Начали!

Тайминг: 5 минут

Музыка: ритмичная

Участники выражают при помощи предметов свой гнев.

Ведущий: “Дорогие участники. Давайте избавимся от всего ненужного. Возьмите карандаши или пластилин и нарисуйте или вылепите свой гнев”.

Тайминг: 3 минуты

Участники лепят и рисуют.

Ведущий: “А  теперь – трансформация: пластилиновый гнев вы можете преобразовать во что захотите, а рисунок – порвать на мелкие кусочки”.

Тайминг: 3 минуты

Благодарность и трансформация

Ведущий: “Хорошо.  И еще помогают нам изменять любые эмоции – чувства интереса, удовольствия, радости и благодарности. Нужно учиться по-новому смотреть на привычные вещи, искать в своей жизни новые поводы радоваться и радовать других”.

Ведущий предлагает придумать такие поводы:

  • Встать пораньше, чтобы встретить рассвет.
  • Увидеть то, на что мы никогда не смотрели: птичий след на снегу.
  • Уехать их дома..
  • Написать маме: “Я люблю тебя”.
  • Идти просто шагать по парку, всем телом ощущая радость движения.
  • И дарить радость другим: улыбкой, словом или ласковым жестом.
  • И  вспомнить обо всех кто нам помог или нас любил и любит.
  • Порадоваться, что мы встретились когда-то.
  • И ощутить благодарность.

Тайминг: 1 минута

Ведущий: “Давайте напишем письма благодарности, каждый свое.

Начните каждый раз со слов: Я благодарна…“.     

Тайминг: 1 минута

Завершение. Рефлексия.

Участники садятся в общий круг, посредине – свеча.

По кругу передается мягкий зайчик, и каждый продолжает фразу:

  • Я почувствовала…
  • Я поняла…

Ведущий: “Возьмемся за руки. Все хорошее мы возьмем с собой, и пусть оно помогает нам в жизни.”

А сейчас все вместе сделаем глубокий мягкий вдох и на выдохе  – загасим свечку…

Автор: Г.А. Ситникова

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *