Ведущую роль в продуктивности педагогической деятельности учителя играет эмоциональный интеллект. Семинар поможет преподавателям научиться лучше определять свои чувства, принимать их и адекватно выражать.
Понятие “эмоциональный интеллект”
Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:
- способность к восприятию и выражению эмоций;
- способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;
- способность понимать свои и чужие эмоции;
- способность управлять эмоциями.
Сценарий семинара для учителей
Название (можно написать на доске): “Здесь и сейчас”
Необходимые материалы: маленькая доска, мел, музыка; плакаты (см. ниже); на отдельном столике под покрывалом: там – там, маракасы, мешочки с крупой, копья–палки, перчатки для бокса, две диванные подушки, пластилин, платки; мягкие игрушки – тигр и кролик; фартук с кроликом (для официанта-ведущего); меню – на отдельных картонных карточках; 3-4 бумажные скатерти, одноразовые тарелочки, влажные салфетки (5-6 пачек), простые салфетки; пластилин по пачке на каждый стол, карандаши, мелки; листы цветного картона для писем благодарности, свеча большая.
Для участников необходимо расставить (полукругом) 3-4 больших стола, накрытые скатертями.
Приветственное слово ведущего и зарядка (под музыку)
Тайминг: 2 минуты
Ведущий (одетый в фартук): “Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я рада вас приветствовать в таверне «Находка». В нашей необычной таверне. Вы побываете на пиру чувств и отведаете и сладкое и соленое и горькое и терпкое. А перед началом пира, мы с вами – проснемся! Встаньте, дорогие друзья, и представьте себе, что вы только что встали и с удовольствием потягиваетесь! Потянулись…! Вдох, выдох! А теперь правая рука, левая нога – потянулись…; левая рука – правая нога – потянулись…
И положим в ладошки немного любимого геля для душа. О, как пахнет! И растираем свои ручки, плечи, животик, ноги… Замечательно!
И снова потянулись (вдо-о-ох), тянемся, тянемся к солнышку, наполняемся жизненной силой, энергией и выдох! Замечательно!”
Релаксация “Сад моих чувств” (под музыку)
Тайминг: 3-5 минут
Ведущий: “Ну, а сейчас разрешите попотчевать вас, уважаемые гости, первым блюдом под названием: “Сад чувств”. Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза, настройте все свои рецепторы: и зрительные и слуховые и тактильные и вкусовые”.
По кругу передается мягкая игрушка, участники говорят о своих чувствах.
Ведущий: “Как вам первое блюдо, дорогие гости, что вы сейчас ощущаете, чувствуете?”
Разбор “базисных чувств”
Ведущий (у доски): “Итак, чувства. Чувства – мощная жизненная энергия, которая может быть одинаково созидательной и разрушительной. Важно помнить, что обучаться языку чувств никогда не поздно.”
На доске прикрепляется плакат.
[su_box title=”Базисные чувства” box_color=”#ffb066″ title_color=”#030303″]радость
грусть
страх
гнев или злость
вина
стыд
обида
интерес
удовольствие
отвращение[/su_box]
Ведущий продолжает говорить об эмоциях.
Все эмоции условно позитивные и условно негативные (зависит от ситуации).
Условно негативные: горе, страх, гнев, отвращение, стыд.
Без них невозможно справляться с трудными ситуациями, переживать и выходить из кризиса.
Переживание – наше человеческое свойство, через которое закаляется и становится зрелой душа.
Если же мы стараемся подавить, игнорировать эти чувства, то они становятся пусковыми механизмами телесных соматических заболеваний. Здесь важно принять, пережить и адекватно ситуации выразить.
Учимся взаимодействовать с эмоциями
Пример №1.
Мама пришла с работы, увидела, что посуда не помыта и с порога кричит: “Как мне все надоело! Ты –лентяйка!”
Дочь злится, уходит в свою комнату. Приходит чувство несправедливости, гнев, стыд, вина, обида – хаос чувств в них невозможно разобраться. Пытается учить уроки. Невозможно сосредоточиться, почему-то начинает болеть живот, голова. Она выходит с этим к маме.
Мама начинает спрашивать, что болит, о чувствах ни слова. Так закрепляется модель поведения – мир в отношениях восстанавливается, если заболеть.
Пример №2.
Мама, понимая, чем она раздражена, говорит, придя с работы: “У меня был трудный день, я очень разозлилась на одну ситуацию на работе, и у меня нет сил. Я просто возмущена, что посуда не вымыта, хотя мы с тобой договаривались!”
Дочь: “Извини. Я сейчас вымою.”
Дочь тоже злится, но понимает, что упрек справедлив.
Ведущий задает участникам вопрос: “В чем разница?”
Ответ: взрослый говорит о своих чувствах, не смещая гнев с рабочей ситуации на дочь. Разница – в интенсивности проявления эмоции и ясности причин. Это дает возможность дальше договариваться.
На доске вывешивается новый плакат.
[su_box title=”Взаимодействие с эмоциями” box_color=”#ffb066″ title_color=”#030303″]
- В любой ситуации, спроси себя: “Как я себя чувствую? Если это трудно, то можно описать свои ощущения. Например, сильное напряжение в теле может быть связано с тревогой, страхом или раздражением.
- Отделение чувства от себя: “Я разозлился …, когда …”
- Принять свое чувство (принятие во благо любой эмоции).
- Прожить его.
- Выразить свое чувство сообразно ситуации.
- Анализ: адекватно или неадекватно ситуации вы среагировали. Если неадекватно: поиск пускового механизма, истинные мотивы. И трансформация.[/su_box]
Упражнение с участниками “Гнев – это нормально”
Ведущий: “А сейчас, уважаемые гости, для каждого из вас есть возможность выбрать из нашего меню фразы, которыми можно продолжить предложение.
На доске: Я злюсь, когда…
В меню для выбора (раздается участникам): меня оскорбили; я подверглась нападению; я пала духом; меня подавляют; водят за нос; поводят; обманывают; отвергают; эксплуатируют; моими потребностями пренебрегают; что-либо угрожает моему здоровью; моя жизнь находится под угрозой; теряю что-то чем я дорожу; вижу нечто чему по-моему мнению нанесен ущерб; вижу как нарушаются или подвергаются угрозе права других людей.
Ведущий: “А еще, дорогие гости, у нас в таверне «Находка» есть традиция – мы вместе придумываем общее блюдо.
Сегодня общее название этого блюда: «Гнев – это нормально».
Сначала вместе подумайте и обсудите:
- зачем эта эмоция дана;
- что может дать проживание этой эмоции;
- какой опыт мы приобретаем;
- как этот опыт может изменить нашу жизнь.
Тайминг: 3 минуты
Ведущий: “Хорошо. Теперь для приготовления этого блюда вы можете использовать наш волшебный стол.”
Ведущий раскрывает накрытый столик жестом фокусника (см. необходимые материалы)
Ведущий: “А сейчас все вместе презентуем это блюдо, выразим гнев, злость, обиды. Приготовились, три, четыре. Начали!
Тайминг: 5 минут
Музыка: ритмичная
Участники выражают при помощи предметов свой гнев.
Ведущий: “Дорогие участники. Давайте избавимся от всего ненужного. Возьмите карандаши или пластилин и нарисуйте или вылепите свой гнев”.
Тайминг: 3 минуты
Участники лепят и рисуют.
Ведущий: “А теперь – трансформация: пластилиновый гнев вы можете преобразовать во что захотите, а рисунок – порвать на мелкие кусочки”.
Тайминг: 3 минуты
Благодарность и трансформация
Ведущий: “Хорошо. И еще помогают нам изменять любые эмоции – чувства интереса, удовольствия, радости и благодарности. Нужно учиться по-новому смотреть на привычные вещи, искать в своей жизни новые поводы радоваться и радовать других”.
Ведущий предлагает придумать такие поводы:
- Встать пораньше, чтобы встретить рассвет.
- Увидеть то, на что мы никогда не смотрели: птичий след на снегу.
- Уехать их дома..
- Написать маме: “Я люблю тебя”.
- Идти просто шагать по парку, всем телом ощущая радость движения.
- И дарить радость другим: улыбкой, словом или ласковым жестом.
- И вспомнить обо всех кто нам помог или нас любил и любит.
- Порадоваться, что мы встретились когда-то.
- И ощутить благодарность.
Тайминг: 1 минута
Ведущий: “Давайте напишем письма благодарности, каждый свое.
Начните каждый раз со слов: Я благодарна…“.
Тайминг: 1 минута
Завершение. Рефлексия.
Участники садятся в общий круг, посредине – свеча.
По кругу передается мягкий зайчик, и каждый продолжает фразу:
- Я почувствовала…
- Я поняла…
Ведущий: “Возьмемся за руки. Все хорошее мы возьмем с собой, и пусть оно помогает нам в жизни.”
А сейчас все вместе сделаем глубокий мягкий вдох и на выдохе – загасим свечку…
Автор: Г.А. Ситникова