“Дорогой дневник..”, или зачем вести дневники на уроках иностранного языка

Aвтор материала: Ирина Кулина -
учитель в Международной Школе при Герценовском Университете и преподаватель (Лингвистический центр DialogKIDS) английского языка с ученикам от 5 до 15 лет.
Эксперт: в области иностранных языков и методики их преподавания
Проект автора: Re-English

В эпоху цифрового обучения мои ученики продолжают вести бумажные дневники. Что это? Как это организовать? Зачем? Давайте разбираться.
В английском есть два очень близкие понятия – diary/journal. Основные словари считают их словами, близкими по значению, мне ближе второй термин, субъективно он кажется менее личным, что может быть важно для определённой группы учеников.

Я прибегаю к journaling на протяжении четырёх лет и выделила для 4 основные причины начать ежедневные записи со студентами.

1. “Расписаться”. Есть чудесные “устные” ученики. На своём уровне они прекрасно оперируют иностранным языком, пока не возникает необходимость что-либо написать. Это может быть по причине дислексии, негативного опыта или оценочных комментариев («курица лапой»), неуверенности в себе. Ведя дневник, мы снимаем этот страх перед письмом.

Рекомендуем онлайн идеи в конференции “Мотивация. Вовлечение. Игры. Иностранный язык.”

В зависимости от уровня и задач, которые стоят перед конкретным учеником, я даю  либо полную свободу (пишу что хочу), либо чёткую инструкцию (пишу что могу). Чаще всего, я чередую эти варианты.

2. PPP. ( Presentation. Practice. Production). Последние 2 P – это про нас. Если ученик способен, прошу его использовать в дневнике слова и/или грамматику из текущего раздела учебника. Периодически получаются варианты типа “I didn’t feed any dragons today”, но оно того стоит.

Эта практика работает как с более творческими студентами (чаще они проявляют интерес к этому заданию, и стараются придумать что-то необычное, если могут, даже некий связный текст, историю), так и с теми, кому комфортнее опираться на схемы и примеры ( скорее всего поначалу на выходе вы получите список грамматически верных правдивых предложений, сухой и беспощадный drill, однако «расписать» можно и таких учеников).

3. Пробуем новое. Дневник от имени настольной лампы. Реклама того, чем ты сегодня обедал. Личное письмо правой ноги левой ноге ( Привет Льюису Кэрроллу!), список вопросов перед походом к гадалке.

Если ученик «за» такой творческий бардак у себя в тетради – отлично, если нет, можно настроить уровень креативности индивидуально под каждого студента. Потому что друзья кончаются быстрее, чем необходимое количество личных писем, которое предполагает учебник.

Современные УМК давно ушли от формата «сочинение и письмо другу». Сегодня жизнь диктует необходимость уметь вести блог, писать электронные письма, рекламные заметки, доклады, поздравления, список можно продолжать бесконечно. Благодаря тому, что вы ведёте дневник, вы можете периодически возвращаться к ранее пройденным форматам письма, постоянно добавляя что-то новое, будь то лексика, грамматика или актуальные темы.

4. Spelling. Столкнулась с тем, что мой будущий восьмиклассник без ошибок пишет awesome и unattractive, но сомневается в правописании слова always. В итоге сдули пыль с тетради, в которой вели дневник весной (перестали, чтобы больше времени уделить ВПР и знакомству с ОГЭ). Благодаря ежедневному ведению записей ученик каждый день выделяет время английскому, каждый день повторяет правописание тех или иных слов. И тут вы можете как выдать список слов на неделю/месяц/юнит, так и попросить использовать определенные 3-7 единиц, но в каждой своей записи.

Особенно эффективно это было во время подготовки к экзаменам YLE, где за последние несколько лет стали строже оценивать правописание.

Теперь я хочу поговорить о правилах ведения дневника, которые я выделила для себя и своих учеников.

Ведём дневник :

1. Постоянно. То есть если мы ведем дневник, то мы его ведем. Можем отложить ненадолго, но потом возвращаемся. Стабильность – наше всё! Это будет непросто, вам нужно будет адаптировать объёмы домашнего задания с учётом этой дополнительной нагрузки. Ученик, скорее всего, будет забывать или не успевать заполнять дневник. И это нормально. Главное, довести эту привычку до автоматизма, чтобы получить максимальные результаты.

2. Посильно. Начинаем с адекватного минимума. Например, если ученик способен на 1 предложение в день, то столько он и пишет. Ленью он только себя накажет, ведь проще писать 1 предложение ежедневно, чем выдумывать 7 в последний вечер. Таким образом, это дисциплинирует выполнять домашнее задание вовремя (конечно, речь не может идти о 100% учеников, но есть немалая их часть, которая привыкает к этому темпу).

3. Без стресса. Есть такая штука – боязнь чистого листа. Что делать? Дать грязный! В смысле, fill in the gaps который. Начинать можно и с одного слова. Пример из жизни — для ученицы моей коллеги мы сделали «рыбу». На листе А4 8 раз повторяется схема:

 

И в течение недели ребёнок ежедневно вписывал одно слово. То есть через урок у неё был заполнен целый лист. Потом пришла идея добавить второе предложение, про погоду.

Когда студент привыкнет, оставляем опору только в первый день.

Создаётся ситуация успеха — ученик видит, что может писать более сложные тексты. Родители (если речь идёт о школьниках) видят прогресс своего ребёнка.

Интересно сравнить первую и последнюю запись в году и спросить мнение самого студента. Зачастую, разница их очень удивляет. По поводу наполнения. Как вы понимаете, вместо эмоций и погоды можно дать и косвенную речь, и согласование времен, усложнению нет предела!

4. С пользой!

+ тренируем лексику и грамматику

+ “расписываем” молчунов

+ развиваем навыки creative thinking, creative writing, можем даже попробовать заглянуть в психологию (совсем неглубоко, но с пользой!)

5. Еще оформлять дневники можно Красиво. Со стикерами, фото и рисунками. Так же можно распечатать красивые листы (я делаю их на сайте canva.com, все приведённые в данном тексте примеры были созданы именно там) или подарить ученику тетрадь или блокнот.

Ввиду того, что моя основная нагрузка — это ученики 5-11 лет, выше я приводила примеры, соответствующие данной возрастной группе.

Однако, это не означает, что ведение дневников не может быть полезным и интересным более старшим студентам, тут уже добавляется в том числе и психологическая составляющая, записи могут быть очень личными, это нужно учитывать. Вот список тем, которые я подчеркнула:

1. Самый простой способ — просто пишем новые мысли, которые приходят в голову.

2. Ведём дневник чтобы изменить своё мышление.

  •  Представь себе 6 невероятных вещей.
  • Как я могу сделать кого-то счастливым прямо сейчас?

Могу сказать «я люблю тебя», отправить смешную картинку. Тогда мы перестаём думать о себе и начинаем больше думать об окружающих.

  • Что из того, что находится рядом со мной, я до этого не замечал?

( Осмотритесь. Какого цвета пуговицы на любимой рубашке вашего друга? Сколько цветочных горшков у вас на кухне? Эта техника помогает, если человек «застревает» в прошлом или будущем, вернуть его в настоящее).

3. Ведение дневника для ежедневных размышлений.

  • Что меня порадовало?
  • Что меня утомило?
  • Что я сегодня узнал? Чему научился?
  • За что я сегодня благодарен?
  • Как я смог продвинуться в том, что я делаю? (отличное выражение — push the needle forward, многозначное. К теме статьи не относится, но не поделиться им не могу).

Отвечая на эти вопросы в течение месяца, можно узнать о себе много нового.

Рекомендуем онлайн-конференцию “Онлайн-конференция “Чтение с детьми 5-9 лет”

Итак, время выводов. Ведение дневника подходит ученику любого возраста, главное требование — умение писать. Времязатратность как со стороны педагога, так и со стороны студента можно варьировать согласно вашим потребностям и ресурсам. Для того, что бы journaling был эффективным, применяем посильно и системно.

И, нет, это не волшебная таблетка от всего. Но если ведение дневника отвечает вашим целям, то стоит лишь выбрать стратегию, набраться терпения и ждать результатов.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *