Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере)

Современные технологии помогают сделать любой урок занимательным и интересным. Главное — грамотно использовать их с методической точки зрения. Давайте разбираться. 

Что такое QR-код?

Аббревиатура QR (quick response) в переводе с английского означает «быстрый отклик». Это двухмерный штрих-код (матричный код), который разработала японская компания «Denso Wave» в 1994 году. Он позволяет в одном небольшом квадрате поместить 2953 байта информации, то есть 7089 цифр или 4296 букв (около 1-2 страниц текста в формате А4), 1817 иероглифов.

QR-код позволяет быстро кодировать и считывать (декодировать):

  • тексты,
  • URL различных сайтов,
  • активные ссылки для скачивания информации,
  • рекламу и т. п.

С помощью QR кодируется информация намного большего объёма, чем у привычного штрих-кода, а для декодирования могут быть использованы личные девайсы учащихся с установленной программой считывания кодов, что значительно облегчает работу в классе, где всего лишь 1 компьютер.

QR-коды уже активно используются музеями и издательствами для кодирования дополнительной информации об объектах культурного и исторического наследия и размещения активных ссылок на свои сайты (с возможностью перехода по ним), туристическими компаниями для размещения на туристических объектах информации на разных языках, компаниями-производителями для размещения как информации о товарах, так и своих данных.

Рис.1. Использование QR-кода

Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению.  Программа произведёт дешифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Считанную информацию можно сохранить на своём девайсе, перейти по ссылке или, если закодирован номер телефона, позвонить.

Как создать QR-код

Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор для его создания, доступный онлайн, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний. Для этого в свободном доступе существует множество ресурсов:

Creambee.ru — кодирует: простой текст, контакт vCard, звонок на номер SMS, на номер, переход на сайт, отправку E-Mail, сообщение в твиттер, поделиться в фейсбук. Позволяет изменить размер, оформить в  цветном варианте, добавить свой логотип и фон.

Qrmania.ru — позволяет изменять цвет и скругление углов. Кодирует текст, ссылку на сайт, телефон, SMS сообщение, Email адрес, Email сообщение, визитную карточка, Twitter, карты Google.

Quickmark.com — кодирует всевозможный контент.

Программы и приложения для распознавания QR-кодов

Существует множество программ и приложений для распознавания QR-кодов. Для их применения можно воспользоваться камерой мобильного телефона и программой, установленной на него (QR-сканер, в котором программа распознает содержимое кода); web-камерой, программным обеспечением обычного компьютера или ноутбука; онлайн-сервисом, в который можно загрузить графическое изображение, содержащее код, или указать ссылку на страничку с кодом.

Такие программы быстро и бесплатно устанавливаются на личные девайсы учащихся. К ним относятся:

  • ScanLife — Windows Mobile, Blackberry, Android OS, iPhone, Java.
  • NeoReader — Android OS, iPhone, Symbian, Windows Mobile, Windows Phone, Java, Blackberry.

QR-кодирование уже широко применяется и в образовании.

Как можно использовать QR-кодирование в процессе обучения?

Например:

  1. Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
  2. Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
  3. Коллекции комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.
  4. Ссылки на мультимедиа-, аудио- и видеокомментарии.
  5. Связь с онлайн контентами, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки.
  6. Обогащение информационной среды школьного музея (размещение на стендах ссылок на тематические мультимедиаресурсы).

Пример литературной командной игры с использованием QR-кодирования

В качестве примера использования данной системы кодирования информации можно привести разработку литературной командной игры «Знакомство с Онегиным» по роману А.С. Пушкина.

Оборудованием для учащихся служат распечатанные QR-коды, девайсы с установленной считывающей программой и книги с текстом произведения.

Задачами подобной организации урока являются:

  1. Расширение культурного кругозора учащихся.
  2. Совершенствование навыков работы в команде.
  3. Применение личных гаджетов в учебном процессе.
  4. Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов.

Цели мероприятия:

  1. Познакомиться с главным героем романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
  2. Проследить пути формирования его натуры, развитие характера героя
  3. Выявить историческую и общественную обусловленность появления подобного типа дворянина
  4. Более детально изучить авторский текст

Ход работы:

1. Учащиеся делятся на 5 команд и вытягивают цветную карточку с QR-кодом определённого цвета — номер темы и ее наименование:

а) «Воспитание Е. Онегина»,

б) «Уровень образования Е. Онегина»,

в) «День светского человека»,

г) «Отношение к театру героя и автора»,

д) «Был ли счастлив Е. Онегин?»

Тема 1.
Тема 2.
Тема 3
Тема 4.
Тема 5.

 

\

 

 

 

2. После раскодирования команды узнают вопросы, на которые им предстоит ответить:

Тема1: Какое воспитание и образование получил Евгений Онегин?

Тема2: Много или мало знал Онегин?

Тема3: Как проходил день Онегина?

Тема4: Отношение к театру Онегина и автора.

Тема5: Но был ли счастлив мой Евгений?

3. После дешифровки кодов командам выдаётся ещё одна карточка с QR-кодом того же цвета, где надо прочитать цитату из романа (начало строфы), с помощью которой в данной строфе и последующих будут найдены текстовые подтверждения ответам. То есть расшифрованные строки будут своеобразным путеводителем для поиска ответов и их текстовых подтверждений.

Рис.1.Цитата к Теме 1.

 

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madam за ним ходила …

 

 

Рис.2.Цитата к теме 2.

 

Мы все учились понемногу…

 

 

 

Рис.3.Цитата к Теме 3

 

Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут…

 

 

Рис.4.Цитата к Теме 4.

 

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет…

 

 

Рис.5.Цитата к Теме 5.

 

Нет: рано чувства в нём остыли…

 

 

 

  1. Команда разрабатывает план ответа, записывая его в тетради, и подбирает подтверждающие цитаты из текста произведения.
  2. При общей готовности команд по очереди выступают их представители с дешифрованным тематическим материалом и собственными выводами, подтверждёнными цитатами, после чего делается общий вывод о противоречивости натуры Онегина и типичности его образа.
  3. Общий вывод учащиеся записывают, а в качестве первой части домашнего задания можно предложить зашифровать его с помощью разных генераторов QR-кода.

Кроме такой формы работы, QR-коды могут быть использованы для:

  • организации квестов,
  • прохождения по литературным маршрутам с заданными цитатами-подсказками и ссылками на дополнительные ресурсы,
  • викторин и самостоятельных работ.

Это поможет не только закрепить и углубить предметные знания учащихся, но и  повысить учебную мотивацию в сфере освоения новых коммуникационных технологий.

 

Автор:

Клишевич Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Протвино,

e-mail: n_klishevich@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *