Новое поколение теперь называют Digital natives, так как современные дети не знают жизни без смартфона в руке. Диджитализация не просто отразилась на образовании, сегодня учителю приходится буквально бороться за внимание ученика с TikTok и блогерами YouTube. Однако, опытные учителя и репетиторы знают, что стимулировать мотивацию к учебе помогает давний метод — подача материала в виде историй.
На Руси когда-то это называлось «сказительство», но в современный язык уже вошел термин «сторителлинг»: форматы историй, которые рассказывают люди, меняются со временем. Когда-то современно звучали былины, сегодня в истории важна скорость изложения и интерактивность, т.е. возможность ответов на вопросы. И современный сторителлинг в образовании, как способ передачи информации через интересный рассказ, безусловно, становится цифровым.
Цифровую обучающую историю учитель может самостоятельно создать на разных ресурсах, в том числе и бесплатных – основное ограничение тут, пожалуй, время педагога.
6 форматов цифрового сторителлинга, которые так или иначе используют педагоги:
1) презентации со встроенными анимированными и интерактивными элементами;
2)рисованное видео (или дудл-видео), когда зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки;
3)анимированные ролики, в которых все визуальные элементы находятся в движении;
4)комиксы и раскадровки;
5) видеомонтаж из самостоятельно подобранных изображений и съемки;
6) веб-страницы с мультимедийным контентом.
В цифровом формате сторителлинг сегодня – это комплексный образовательный продукт, дающий возможность учителю выигрывать «соревнование» за внимание детей у блоггеров. Превращая учебные материалы в интерактивный контент, мы мотивируем учеников к учебе. Правила и факты запоминаются легче, если они встроены в интересную историю.
Чтобы создавать такой продукт под каждую новую тему самому педагогу, безусловно, нужно много времени (которого никогда не хватает) и на подбор материала, и на освоение постоянно развивающихся новых технологий. Нужны комплексные готовые решения с возможностью адаптации под конкретный урок и конкретных учеников. И такие решения уже появляются.
Создатели российско-французского проекта Edstories обобщили опыт экспертов образовательных организаций, учителей и методистов из нескольких стран и создали платформу в помощь учителям и репетиторам по основным школьным предметам.
Вот, например, как выглядит на платформе список тем по русскому языку по программе 6 класса и сюжеты цифровых историй с заданиями на такие темы:
Тему из грамматики английского языка об артиклях подросткам будет интересно повторить через рассказ о мире моды. Видео-история гарантирует внимание, а включенные в неё 11 заданий, помогут усвоить материал.
Все сюжеты Edstories построены вокруг актуальных тем. Истории изложены понятным для поколения Z языком. В каждой цифровой истории есть привязка к жизни, которая отвечает на вопрос ученика “зачем мне это учить?”, и это решает проблему с мотивацией.
По опыту педагогов, использующих этот метод подачи учебного материала, эффективный цифровой сторителлинг в применении к образовательному процессу должен состоять как минимум из следующих элементов:
• LMS-системы (Learning Management System) – то есть хранилища учебных материалов, доступ к которым возможен с любого устройства из любой точки;
• Соблюдения принципов хорошей истории – то есть. в истории должен быть увлекательный сюжет, интересный герой, преодоление препятствия, устойчивые метафоры, эффект неожиданности, интрига;
• Сочетания в одной истории нескольких дисциплин – межпредметность наглядно объясняет ученику, как он может применить знания в современном мире, и это способствует лучшему запоминанию материала;
• Интерактивных заданий, встроенных в истории – настоящее обучение происходит через активные действия;
• Актуальности материала и связи его с реальной жизнью – контент должен успевать за временем, включать свежие новости и реалии, связанные с жизнью учеников;
• И, наконец, адаптивности задач – это позволяет выстраивать индивидуальный образовательный путь наиболее эффективным путем, опираясь на сильные стороны учеников.
На платформе Edstories (которая сама, по сути, является LMS-системой) материал по основным школьным предметам создан именно с учетом этих принципов. Уникальным контент платформы делает то, что истории подобраны под курс российской школьной программы, т.е. темы в соответствии с ФГОС. Предлагаются уже готовые, профессионально выполненные короткие (4-5 минут) видео-уроки со встроенными интерактивными заданиями по основным школьным предметам. Истории в библиотеке сервиса, которая постоянно пополняется, создаются экспертами международных образовательных организаций и учителями из ведущих школ страны.
Для удобства учителей в EdStories создан интуитивно понятный и удобный редактор, не требующий специальных навыков работы. С его помощью преподаватель при желании может создать свою историю из разных блоков, персонализировать любой сюжет или добавить интерактивные задания. Пользоваться платформой можно по подписке, есть и бесплатный вариант доступа.
Сторителлинг можно эффективно применять как для знакомства с новой темой, так и для закрепления пройденного материала. В качестве домашнего задания такими историями педагогу легко поделиться с учениками, просто отправив ссылку, а ученики охотно такие задания выполняют. Это работает для любой возрастной категории, так как даже взрослые с интересом следят за сюжетом, решая интерактивные задачи. А коллеги-учителя отмечают, что особенно актуально и доходчиво цифровые истории срабатывают для 5-6 классов, когда ученики перестраиваются на работу с разными учителями, а межпредметные «сториз» им помогают нащупать связь между предметами.
Вдохновляйте своих учеников учиться вместе с интересными цифровыми историями!
Статьи по теме
- 5 сюжетов педагогического сторителлинга
- Сторителлинг: сюжет “Квест”/”Детективная история”
- Два вида педагогического сторителлинга
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса “Государственный пожарный надзор”
- Педагогический сторителлинг: конструируем задания по химии в вузе
- Педагогический сторителлинг: учимся конструировать учебные задачи