Русский язык для иностранцев: организуем частную языковую школу

Интерес к русскому языку у иностранцев продолжает расти. Как организовать частную языковую школу за пределами России: для кого и зачем?

По данным Государственного Института русского языка имени А. С. Пушкина за 2016 г., потребность в изучении русского языка за пределами России составляет 125 млн. человек, из которых по 2 млн.приходится на Северную и на Латинскую Америку.

Спрос формируется экспатами, желающими сохранять правильность родной речи, передавать ее детям, и иностранцами, стремящимся овладеть русским языком.

Как показывает практика  команды преподавателей школы языков 21 Century Distance Education School, уже третий год организующей курсы в Мексике по РКИ (русский как иностранный), запросы поступают, в основном, от трех групп местных жителей:

1 группа –  иностранные граждане: профессионалы из различных секторов бизнеса;

2 группа – полиглоты-ценители уникальных и сложных языков, основывающихся на принципиально иных алфавитах;

3 группа –  дети русских экспатов, родившиеся или выросшие вне Родины.

Языковая школа, базирующаяся в мексиканском городе Канкуне, проводит занятия по РКИ в разных форматах:

  • в группах,
  • индивидуальные консультации,
  • через Интернет-класс (дистанционно — в Мексике, России, Европе и США).

Школа 21 Century DE School была основана именно русскими людьми, в частности с той целью, чтобы открыть двери в русскую культуру для жителей зарубежных стран.

Логично, что в Канкуне, расположенном в юго-восточной части полуострова Юкатан, где круглый теплый климат, Карибское море и доступны памятники истории первых индейских цивилизаций, высоко развит туризм. Здесь находится один из крупнейших курортов мира, куда стремятся путешественники даже из-за океана. В одном Канкуне вместе с пригородом действуют не менее 500 крупных отелей. Соответственно, ежегодно в этом регионе бывают туристы из России, либо русскоговорящие жители из других стран. Потому многим местным работникам сферы услуг необходимо знать русский язык, хотя бы на уровне ТРКИ-1 (образовательный стандарт в РФ и экзамен по русскому как иностранному).

Стоит отдельно отметить важность подстройки преподавателя или учебного заведения под культуру и язык той страны, того учащегося, которому преподается РКИ.

По каким учебным пособиям ведутся занятия:

  • учебник “Дорога в Россию”, Антонова В.Е.; “Поехали!”, Чернышов С.И.
  • проводя занятия в Мексике, заимствуем материал из пособий по русскому как иностранному, написанных именно для испаноговорящих людей. Это такие как “Ruso para hispanohablantes”,  Violeta Nogueira, Marina Gorbatkina; “Aprende ruso rapidamente”, Liudmila Koutchera.
  • индивидуальные авторские программы, так как ни один из предложенных учебников не удовлетворяет полностью запросам студентов или целям преподавания РКИ как в случаях с индивидуальными занятиями в частной школе, так и в университетских группах.
Индивидуальные программы:
В школе 21 Century DE School каждый преподаватель пишет индивидуальный курс для студента или для группы в первую неделю начала занятий. В зависимости от уровня знаний и потребностей учеников, преподаватель может выбрать один “ведущий” учебник  и два вспомогательных. Ведущий учебник служит для построения структуры всего курса на несколько месяцев вперед. Из вспомогательных книг заимствуются упражнения. Но также много упражнений учитель изобретает сам. Если же группа по РКИ специализированная – например, ей требуется язык для работы в ресторане, то курс будет создаваться, скорее всего, с нуля, так как найти учебник по РКИ для ресторанного бизнеса довольно сложно.
Однако у любой программы по РКИ, рассчитанной на три месяца минимум, есть “база”, независимо от того, входит ли в нее специальная лексика.
Соответственно, в программу, по нашему опыту, должны всегда включаться такие элементы, как:
  • буквы, звуки и алфавит;
  • части речи и родовые окончания;
  • словарный запас;
  • падежи и склонения;
  • структура русского словосочетания и предложения;
  • тематические тексты;
  • развитие навыка самостоятельного составления предложений;
  • аудирование, чтение, говорение и др.
В каждом преподавателе языка живет методист, изобретатель и новатор. За три года нашей работы почти все коллеги написали свой авторский курс.
Автор: Марина Ховратович

Фото:https://sojo.net/articles/faith-groups-take-stand-global-education 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *