“Шла Саша по шоссе…”, или как научить мексиканцев русскому языку

Упражнения, методы, приемы и педагогические “уловки” для успешного обучения мексиканцев русскому языку.

Все индивидуальные подходы к преподаванию РКИ группе студентов или одному ученику можно условно разделить на особые приемы, или “уловки” педагога, и непосредственно на упражнения, изобретаемые специально, к конкретному занятию. При этом сгенерированные упражнения можно впоследствии использовать на занятиях самых разных форматов и с другими обучающимися.

Все приемы преподавателей направлены, конечно, на то, чтобы студент запоминал русский язык и овладевал навыками письма, чтения, говорения, и так далее.

  • Например, во время индивидуальных классов студенты очень любят упражнение, которое  называется “Русский суп”.

Суть упражнения: преподаватель заранее подготавливает карточку с разными словами, которые учащийся уже знает и которые представляют собой различные части речи, изученные на занятиях ранее; студент должен из этих слов составить предложения и словосочетания со смыслом.

  • Другая прекрасная разминка для ума – это так называемые командные игры. Игры-соперничества развивают различные навыки у студентов всех возрастов.

Суть игры: доску в аудитории следует разделить на две или три колонки маркером; всю группу студентов расформировать по командам; в каждой команде выбрать капитана, который будет вести запись на доске. Далее у игры могут быть вариации. Либо это соревнование на то, кто из участников больше русских слов правильно запишет на слух, под диктовку инструктора. Либо это работа со словарным запасом, когда студенты вспоминают и выписывают как можно больше слов той или иной части речи (максимум существительных, прилагательных, глаголов и т.д.), которые они должны знать на момент проведения игры.

  • Упражнения на постановку произношения, развития речи и заодно привычки формулировать мысли вслух на русском: используем поговорки, чистоговорки, скороговорки и считалочки.

Например, преподаватели любят начинать занятие со студентами с такой известной скороговорки как “Шла Саша по шоссе и сосала сушки”.

  • Метод “Просмотр новостей”, направленный на отработку новой лексики. Важно, чтобы новости были актуальными.

Суть упражнения: перед просмотром теленовостей, читаем выражения, используемые в новостях, что облегчает аудирование. После просмотра разбираем какую-нибудь грамматическую тему, использованную в новостях, например, глаголы движения (чаще всего это повторение пройденного материала), и комментируем новости, обсуждаем, применяя новую лексику и грамматику.

  • “Метод закрытых глаз”, который помогает развитию памяти и позволяет хорошо запомнить выражения на русском языке.

Суть метода: студент должен пересказать небольшой отрывок, не более половины страницы формата А4, на русском языке из текста, соответствующего его уровню, по памяти и с закрытыми глазами. Хорошо такое задание давать на дом, и уже на уроке студент демонстрирует пересказ.

  • “Киносценарий” используется по окончании курса. Здесь все студенты могут применить полученные знания на практике.

Суть тренинга: как правило, преподаватель пишет сценарий для какого-нибудь сериала, на русском языке. Достаточно одной серии. В сценарии каждому обучающемуся отводится своя роль. Студенты заучивают роли, после чего серия ставится в аудитории в виде спектакля или телефильма, с записыванием на видеокамеру. При таком подходе, помимо знаний остается еще и приятное впечатление на долгое время.

Автор: Марина Ховратович, Юлия Таран, Анастасия Бородянская

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *