Обследование чтения у школьников

В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом.

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения и письма часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации.

Нарушения чтения и письма имеют различную структуру и степень выраженности.

Причины нарушений

Это связано с разнообразием причин данных нарушений, среди которых:

  • недоразвитие устной речи во всех ее звеньях (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя, связной речи);
  • нарушения двигательных функций руки, слухомоторной и зрительно-моторной координации;
  • несформированность познавательных мотивов овладения чтением и письмом;
  • несовершенство произвольной сферы, несформированность самоконтроля и др.
  • нарушения чтения и письма, связанные с нарушениями контакта, общения ребенка с учителем.

Некоторые трудности школьников в овладении чтением и письмом могут быть преодолены непосредственно учителями общеобразовательных школ, классов интегрированного обучения.

Обследование чтения носит комплексный характер.

  1. При проверке состояния навыка чтения у детей следует учитывать все его параметры (способ, правильность, беглость, осознанность).
  2. Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного.
  3. Чтение проверяется индивидуально.
  4. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний.
  5. Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления короткого связного текста. В случае затруднений предлагаются предложения, отдельные слова, слоги различной структуры. Если ребенок не владеет навыками чтения, ему предъявляется набор букв для их узнавания.
  6. С целью предупреждения ранней диагностики и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) в период предшкольной диспансеризации можно использовать «Методику раннего выявления дислексии» — МРВД (А. Н. Корнев, 1997).

Исследование чтения букв

Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал: Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв: выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Техника:

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: “Назови эти буквы” или “Назови букву, которую я покажу”. (Рис.1,2)

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: “Покажи букву, которую я назову”. (Рис.1.2,)

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: “Найди такую же букву, как я покажу”.

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: “Правильно ли написана эта буква? “, “Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?”, “Покажи и скажи, что в них неправильно”. (рис.3)

Рис.1.
Рис.2.
Рис.3.

Исследование чтения слогов

Цель: оценка сформированности навыков чтения (слогослияния).

Материал: Рис.4-5 со слогами и (или) касса букв и слогов: прямыми; обратными; закрытыми; со стечением согласных.

Техника:

1. Ребенку предлагаются слоги и инструкция: “Прочти слоги” или “Прочти, что я покажу”.

2. Для исключения трудностей произношения ребенка используется инструкция: “Покажи, где написано то, что я читаю”.

Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений. В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (САША, ДА-ТА). При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. В качестве помощи может использоваться совместный звукобуквенный анализ на составление слогов из букв разрезной азбуки.

Рис.4.
Рис.5.

Исследование чтения слов

Цель: оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.

Материал: Рис.6-9 со словами: простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников; более сложными по слоговой структуре и звуковому составу; малознакомыми, редкоупотребляемыми; в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов.

Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т. е. схожие по написанию (переполох—перепонка—перепелка).

При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать, звуки, часто используемые в устной речи.

Техника:

Ребенку предлагаются слова и инструкция: “Прочти слова” (“Читай вслух слова”) или “Прочти, что я покажу”. В ряде случаев, когда ребенок допускает при чтении значительное количество ошибок, грубо искажает слова или пользуется угадывающим чтением, применяются дополнительные приемы обследования, которые исследуют не акт чтения у ребенка, а то, что задерживает его формирование, причину, обусловливающую плохое чтение.

Для этой цели используется прием чтения слов с пропущенными буквами, помогающий выявить возможность узнавания или готовность к узнаванию звуковых, словесных образов, известных ребенку из устного общения в звуко-буквенном их выражении.

Для чтения чрезвычайно существенным является активная познавательная деятельность читающего, направленная на восприятие и сопоставление воспринятого образа с хранящимся в памяти эталоном, в результате чего и наступает узнавание. Материалом обследования могут служить слова такого типа: те…дь (тетрадь), конве… (конверт), мед…дь(медведь), …апочки (шапочки, тапочки), градус…к (градусник).

Выявляется, правильно ли ребенок выполняет указанную пробу или он затрудняется определить, какое слово предполагается в предъявленном ему с пропущенными буквами. Последнее свидетельствует о том, что в памяти читающего отсутствует эталон, т. е. полноценный звуковой образ, или же срабатывают механизмы сложных связей, что является результатом отсутствия переноса , навыков узнавания одного варианта знакомого звукового образа на другой, чем-либо напоминающий знакомый образ.

Рис.6.
Рис.7.
Рис.8.
Рис.9.

Исследование чтения фраз и текста

Цель: оценка сформированности навыков чтения.

Материалы: Рис.10-12 с фразами различной синтаксической конструкции:

простые по конструкции с прямым порядком слов;

с увеличенным объемом слов;

сложные по грамматической структуре: атрибутивные, инвертированные, сравнительные конструкции и т. п.;

задания с текстами Рис.13-14.

Техника: Ребенку предлагаются фразы и инструкция: “Прочитай предложения” (“Читай вслух предложения”) или “Прочти то предложение, которое я покажу”. В процессе обследования обращается внимание на то, при чтении каких фраз у ребенка возникает больше всего затруднений (например, простые фразы прочитываются правильно, а безошибочное прочтение предложений с увеличенным объемом слов становится недоступным).

Если ребенок справляется с чтением отдельных фраз, ему предлагается прочесть отрывок или отдельный текст, соответствующий его знаниям, доступный ему по объему и содержанию.

Тексты должны отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый, с тем чтобы определить уровень овладения навыком чтения. В тех случаях, когда ученик не справляется с текстом, обследующий путем варьирования материала выявляет уровень, который доступен ученику.

Инструкция: “Читай вслух, постарайся прочесть рассказ как можно лучше” (“Прочти вслух рассказ”). Обследующий фиксирует приемы чтения, которыми ученик пользуется при чтении слов различной структуры в тексте, отмечает количество и качество ошибок. Также ведется наблюдение за темпом чтения, что является весьма важным компонентом техники чтения, показателем его автоматизма.

Помимо оценки уровня овладения техникой чтения важно установить состояние понимания прочитанного. Это связано с тем, что основная цель чтения — понимание читающим той информации и того смысла, который заключен автором в тексте.

С целью выяснения понимания смысла прочитанного могут использоваться следующие приемы обследования:

пересказ прочитанного рассказа;

ответы на вопросы о прочитанном;

объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений;

соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках;

прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.

Рис.10
Рис.11.
Рис.12
Рис.13. Тексты
Рис.14

Приводимые в статье материалы не являются тестовым инструментом, стандартизированной методикой выявления нарушений чтения. Объем материала, продолжительность обследования определяются с учетом индивидуальных особенностей ученика (возраст, год обучения, работоспособность, мотивация и т. д. ). При отборе конкретных заданий из предлагаемых педагог учитывает,  прежде всего, программные требования (по обучению грамоте, чтению и языку).

Авторы:

Баль Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент. Республика Беларусь, г. Минск, учреждение образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *