Как педагогам избежать эмоционального выгорания на работе

Все, кто когда-либо работал с людьми,  испытывали на себе эмоциональное выгорание и стресс, связанный с этим. Давайте разберемся, как выглядит выгорание, как его избежать и что делать, если вы испытываете его прямо сейчас.

Даже если вы не знали, что это было эмоциональное выгорание, это не значит, что этого не было в вашей профессиональной жизни.
Специалисты любых профессий могут «выгорать». Но профессионалы сферы человек-человек этому подвержены по определению.

Работать с людьми — это значит, не только забывать о своих домашних проблемах на рабочем месте, но и так или иначе вникать в проблемы других людей, терпеливо принимать во внимание контекст жизни людей, с которыми вы соприкасаетесь, откликаться на него, подстраиваться под энергетику человека и его контейнировать.

Контейнирование — это процесс, который описывают и используют в своей работе психоаналитики и психологи в целом. Если говорить просто, то контейнировать — это выдерживать чувства другого человека, не пытаясь воздействовать на него так, чтобы они прекратились, просто быть рядом. Это помогает клиенту психолога прожить, разделить свои чувства с другим человеком, постепенно стабилизируясь и находя выход, решение.

Так, психологи очень внимательны к тому, как мать ведет себя с ребенком в ранние годы его жизни (и не только), имеет ли она способность выдерживать агрессию своего ребенка (раздражение, недовольство, капризы), его отчаяние, бессилие. Если мать к этому не способна (кричит, прерывая поток чувств, или бросается исправлять ситуацию, вызвавшую много чувств, не давая их прожить), то это плохо сказывается на развитии ребенка, на его умении справляться со своими эмоциями, на его самооценке, и, в дальнейшем, на умении действовать самостоятельно.

Мы говорим о контейнировании потому, что люди, которые приходят на наши занятия, получающие нашу, назовем это общим словом — «услугу», выражают по поводу нашего стиля преподавания или выставленных границ (сроки подачи работ, критерии оценок на экзамене) различные чувства. Мы привыкли их выдерживать. Все, кто работает с людьми, это умеют делать и как-то справляются, иначе бы давно ушли из профессии. Но проблемы начинаются тогда, когда запущен процесс истощения и ресурса выдерживать уже нет.

Истощение может быть разной степени и по разным причинам.

Например, причинами выгорания может быть длительное отсутствие отдыха и не восполнение ресурсов (отказ себе в том, что «заряжает», наполняет), не подходящие условия труда, низкая заработная плата, отсутствие поддерживающего окружения коллег, с которыми можно поделиться тем, что вызывает стресс, длительное отсутствие собственного смысла в деятельности, ее целей, вынужденная однообразная работа, отсутствие желаемых результатов, стресс и прессинг начальства, не справедливое отношение руководства, отказ признавать успехи в деятельности, отсутствие мотивации.

Какие симптомы есть у эмоционального выгорания?

— усталость, чувство истощения,
— головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, бессонница,
— работа дается тяжело и времени на нее уходит больше,
— ощущение беспомощности, беспокойства, скуки,
— чувство разочарования, неуверенность, вина,
— чувство невостребованности,
— повышенная раздражительность, подозрительность,
неспособность принимать решения,
— стремление к дистанционированию от коллег,
— общая негативная установка, цинизм и апатия.

Если вы узнаете, хотя бы 3 их них, прислушайтесь к себе, возможно, вы стоите на пороге срыва и,  стремясь держаться, как стойкий оловянный солдатик, можете надорваться.

В группе особого риска находятся специалисты, которые привыкли к самокритике и требуют от себя высоких результатов, мало обращая внимания на собственное истощение. Поэтому, на какой бы стадии эмоционального выгорания вы сейчас не находились, для выхода из него — «перестаньте копать» и находить временные решения (например, пару бокалов перед сном). Конечно, самое эффективное средство, помогающее, даже не входить в зону эмоционального выгорания — профилактика.
Как мы можем помочь себе, чтобы не выгорать на работе?

Ключевые слова — забота о себе.

А именно:

  • Быть счастливым. В свое свободнее время обязательно (обязательно) делать, в том числе, то, что нравится (бессмысленная, но веселая болтовня с подругами, выезды на природу, лежание на диване, рисование, пение, вкусная еда). Все то, на что никогда нет времени, но именно эти действия дают ощущения наполненности и ресурса. Общение с людьми, которые не забирают вашу  энергию, а ею обмениваются или дают ее вам.
  • Физическая активность или работа с телом. Бег, плавание, танцы. Это могут быть расслабляющие процедуры, если вы не любите фитнес. Массаж, йога, сауна, телесная психотерапия.
  • Беседа с начальством и коллегами на тему того, что вам трудно и что хотелось бы изменить. Вы не робот, а личность, с уникальным взглядом на вещи, поэтому то, что кому-то дается легко, вас может истощать. Первые пары, например. Попробуйте обустроить свой график, место работы так, чтобы вам было удобнее.
  • Берите мини-отпуски. Как только почувствуете начальные признаки усталости и нежелания идти на работу, найдите способ уехать на несколько дней, восстановиться.
  • Развитие в профессии. Шаблонная работа просто убивает творческого человека. Из года в год вести одну и ту же дисциплину невозможно для мыслящего и развивающегося человека —  он устает и скучает. Поэтому учитесь дальше, читайте новейшую литературу, посещайте конференции, готовьте выступления, давайте развиваться студентам — совместными походами в музеи, тематическими вечерами, разнообразными методами и формами проведения занятий.
  • Фокусировка на том, что тяжело дается. Если есть какая-то конкретная трудность в работе, которая отнимает массу сил и надолго вас не хватает, но ее нельзя решить в административном порядке, то есть это некое неустойчивое место в вашей психике — разберитесь, почему именно это так истощает. Как можно иначе повести себя, или взглянуть на ситуацию, в чем причина такой вашей реакции — в этом случае помогают коучи, психологи.
  • Держите свои границы. Мы привыкли быть человечными к проблемам коллег, студентов. Идем навстречу, постоянно тем самым наживая себе неприятности, неудобства. Если вы склонны двигать границу, предоставлять людям возможности получить желаемое за ваш счет — это приводит к быстрому истощению и раздражительности. Поэтому возьмите себе за правило, сначала прислушиваться к себе — насколько вы сейчас готовы согласиться на предложенное, — дайте себе время, если нужно. Будьте жестче с тем, что вам не подходит.
  • Смените работу. Это печально, но иногда является единственным решением. И важно вовремя его принять во имя своего психического здоровья.

Автор: Анна Окулова

 

Фото

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *