7 фонетических игр и упражнений на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному

На начальном этапе обучения РКИ много внимания уделяется фонетике. Процесс овладения русским языком, как известно, начинается с постановки произношения.

Фонетические упражнения и игры не требуют продолжительной предварительной подготовки, не занимают много времени и помогают эффективно отработать и автоматизировать навыки произношения.

Фонетическое лото

Преподаватель подготавливает жетоны со слогами и игровые поля, похожие на карточки для игры в классическое лото (или бинго). Каждое игровое поле должно содержать предлагаемые для отработки слоги. Желательно, чтобы количество слогов было одинаковым по горизонтали и вертикали.

Игровое поле (для отработки португалоязычным студентам предлагались свистящие и шипящие согласные):

Преподаватель (или один из сильных студентов, если группа разноуровневая) достает по одному жетону и зачитывает слоги.

Студенты зачеркивают клетки с ними на игровом поле.

Выигрывает участник, первым заполнивший все клетки по горизонтали или вертикали (в любом из рядов игрового поля).
Объяснение правил игры, как правило, не вызывает затруднений: студенты хорошо понимают их в процессе демонстрации.

Хороший сигнал

Классический вариант игры называется «Испорченный телефон», но мне больше нравится название «Хороший сигнал», подсказанное студентами.

Оно подчеркивает, что цель игры – передать слово (или фразу) по цепочке без искажений и, кроме того, как правило, понятно для обучающихся.

  • Студенты садятся на стулья, расставленные полукругом, или становятся в шеренгу (порядковые номера распределяются методом жеребьевки).
  • Преподаватель показывает карточку с изображением предмета / слово или фразу, напечатанные на карточке, сидящему с краю или стоящему ближе всех студенту.
  • От первого участника до последнего слово или фраза должны быть переданы без искажений (фонетически и интонационно правильно).
  • Если студенты справились с этой задачей, значит, в группе «хороший сигнал».
  • Если «сигнал» оказался плохим, по окончании игры стоит провести анализ того, как слово или фраза менялись от участника к участнику, в какой момент игры была допущена ошибка, с чем она может быть связана.

Самый внимательный

При помощи этого упражнения можно отрабатывать звуки, которые вызывают затруднения у студентов, например, б / п, о / у (у говорящих на арабском языке); с / ш, з / ж (у говорящих на португальском языке); ь / и в словах типа «площадь» — «площади»; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные и т.д.

 

Нужно заранее договориться со студентами об условном сигнале, например, если они услышат «б» в названных слоге или слове, они должны хлопнуть в ладоши один раз, а если «п» — два раза.

Условные сигналы не обязательно должны быть звуковыми. В качестве такового можно использовать, например, разноцветные листочки (красный для «б», желтый для «п»). Это даже более удобно, потому что позволяет преподавателю сразу оценить, кто из студентов хорошо справляется с заданием, а кто испытывает затруднения с отрабатываемыми звуками.

Преподаватель называет слоги или слова, студенты хлопают в ладоши или показывают листок определенного цвета. Ведущим может быть один из сильных студентов с хорошим произношением.

Смотри и говори

Для этого упражнения понадобятся карточки с буквами.

Преподаватель (или один из сильных студентов) показывает обучающимся карточки, студенты называют получившийся слог.

Более сложный вариант игры – «Смотри, слушай и говори». Преподаватель показывает карточку с буквой, например, «с», и называет гласные звуки – «о», «ё», «э», «е» и т.д. Задача студентов – правильно произнести слоги: «со», «сё», «сэ», «се».

Смотри, слушай и показывай

Я люблю использовать это упражнение на начальном этапе, потому что оно позволяет связать звуковой облик слова с буквенным, задействовать и слуховую, и зрительную, и моторную память студентов.

  • На доске записаны слоги или слова, предлагаемые обучающимся для отработки.
  • Один из студентов выходит и показывает произносимые преподавателем вразнобой слоги (слова), другие следят за правильностью выполнения задания. Поскольку слоги или слова зачитываются не по порядку, к доске можно пригласить нескольких студентов.
  • Упражнение завершается диктантом (написанное на доске следует на это время закрыть). Очень важно, чтобы студенты повторяли за преподавателем произносимые слоги (слова) и во время показа, и во время диктанта.
  • Когда диктант написан, доску опять можно открыть и попросить студентов проверить себя или устроить

Веер звуков

Упражнение предназначено для отработки нескольких близких по артикуляции звуков, например, «с», «з», «ш», «щ», «ж», «ц».

  • Преподаватель заранее заготавливает шаблоны для веера звуков – сложенные «гармошкой» чистые листы бумаги.
  • Студенты сами под руководством преподавателя пишут на страницах такой «гармошки» отрабатываемые звуки; правильность заполнения веера необходимо будет проверить.
  • Часто обучающиеся используют разноцветные фломастеры, текстовыделители: это добавляет индивидуальности в их «веера» и некоторым из них позволяет лучше запомнить слоги или слова.
  • Преподаватель читает слоги или слова с отрабатываемыми звуками, студенты находят в своих «гармошках» соответствующую букву.

Я обычно прошу студентов сохранить «гармошки», объясняя, что мы еще будем их использовать на занятиях. взаимопроверку.

Корзинка

К проведению этой игры необходимо приготовиться заранее: написать на самоклеющихся листах / распечатать и наклеить, распределив по всей аудитории, слова с отрабатываемыми звуками.

  • Студентам предлагается заполнить две «корзинки», настоящие (небольшие коробки, корзинки) или импровизированные (листы бумаги А4), собирая в них расклеенные слова по определенному принципу.

Например, отрабатывается правило редукции «о» без ударения. Тогда «корзинок» будет две: в одну из них нужно будет собирать слова, в которых пишется и произносится «о», а в другую слова, в которых пишется «о», но произносится «а».

  • Слова могут быть такими: «вода», «радио», «осень», «кресло», «телефон» и т.д.
  • Большую группу можно поделить на команды. Выигрывает команда, которая первой правильно собрала все слова в свою «корзинку».

Фонетические упражнения могут и должны быть интересными, динамичными – игровыми.

Читать по теме:
Игра как основная форма деятельности билингва

5 творческих заданий для студентов-нефилологов на занятиях по русскому языку и культуре речи

Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка

Словесные игры для развития речи обучающихся

Лингвистические игры на занятиях по русскому языку в вузе

Автор статьи:

Власова Надежда Александровна— старший преподаватель, кандидат филологических наук
ВИ МВД России.

 

 

Фото:Designed by Freepik

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *