Лингвистические игры на занятиях по русскому языку

преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва)
Эксперт: в области лингвистики и русской литературы, методики преподавания русского языка

Применение различных игровых форм заданий в обучении актуально для аудитории любого возраста. 

Использование на занятиях по русскому языку и культуре речи современных лингвистических игр “Ударник”, “Ерундопель” и “Орфограф” позволяет не только преподнести важнейшую тему учебного курса в увлекательной форме, но и привлечь внимание обучающихся к родному языку и лингвистической области знаний в целом.

Способы использования данных лингвистических игр в учебном процессе различны: с их помощью были проведены самостоятельные и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи», также они стали дидактической основой для практических занятий.

Общие правила организации игры

Коллективное голосование: после того как каждый обучаемый получил необходимое количество карточек, можно читать задания по очереди и обсуждать их коллективно, голосуя за верный вариант поднятием руки.

[su_note note_color=”#ffb066″]Этот способ игры позволит выяснить, право ли большинство.[/su_note]

Индивидуальные ответы: участник отвечает на вопрос в индивидуальном порядке.

[su_note note_color=”#ffb066″]Этот способ игры позволит следить за индивидуальными успехами обучающихся и поощрять особо отличившихся.[/su_note]

Работа с игрой в редкие слова “Ерундопель”.

Игра “Ерундопель”

Описание

Данная лингвистическая игра представляет собой набор из ста двадцати карточек, упакованных в компактную коробку.

Лингвистическим материалом для нее послужили различные редко употребляемые лексические единицы. Среди них -термины, иноязычные слова (экзотизмы встречаются наиболее часто).

Авторы игры предлагают три варианта толкования каждой лексемы, из которых только один верный, на оборотной стороне карточки указан правильный ответ.

Например, для лексемы «пуццолан» приведены следующие версии толкований: «небольшое кондитерское изделие с джемом», «смесь вулканического пепла, пемзы, туфа» и «широконосая обезьяна». Верным является второе значение.

В одной из карточек толкуется и название самой лингвистической игры. Обучающиеся считают эту лексему окказиональной, однако она имеет общеязыковое значение «салат из икры, рыбы и овощей».

Есть в данной игре и место лингвистической шутке: на одну из карточек авторы поместили слово «препяха» и предложили для него три варианта толкований: «препятствие в конкурсе», «помеха на трассе ралли» и «раздумья, неразрешимые сомнения». На оборотной стороне читаем: «Извините, но такого слова пока нет».

Для изучения темы «Средства речевой выразительности» в рамках учебного курса «Русский язык и культура речи» актуален лингвистический термин «синекдоха», приводимый в данной игре. Кругозор обучающихся расширяет литературоведческий термин «сфрагида» (упоминание в стихотворении имени самого поэта).

Игра “Профессор и студент”

Большой интерес у курсантов вызывает игра-инсценировка «Профессор и студент», дидактическим материалом для которой служат карточки «Ерундопеля».

Один из обучающихся, согласно правилам, предлагает задание, другой должен найти верный ответ. Тому, кто исполняет роль «профессора», разрешено вводить в заблуждение своего оппонента. Задача «студента» — определить верное толкование лексемы и аргументировать свое мнение.

Таким образом развиваются и навык языковой догадки, и общие речевые навыки.

[su_frame]При активном вовлечении в игровую деятельность происходит эмоциональная разгрузка обучающихся.[/su_frame]

Использование в качестве разминки

Лингвистическая игра «Ерундопель» может способствовать активизации мыслительной деятельности слушателей.

На начальном этапе ряда занятий курса «Русский язык и культура речи» удобно использовать подобные задания в качестве лингвистической разминки.

Выбрав толкования двух-трех редких слов, погрузившись в «лингвистическийматериал» обучающиеся настраиваются на восприятие теоретического основ курса и выполнение практических заданий.

Работа с лингвистической игрой “Ударник”

Игра “Ударник”

Описание и применение

Данная лингвистическая игра представляет собой набор из ста двадцати карточек, каждая из которых содержит трудное с орфоэпической точки зрения слово с тремя версиями постановки ударения.  На оборотной стороне каждой карточки указан вариант, соответствующий современной языковой норме.

Набор карточек «Ударник» используется как дидактический материал при работе над темой «Языковая норма» и актуален для изучения акцентологических норм русского языка.

Преподаватель предлагает каждому обучаемому от одной до трех карточек (в зависимости от количественного состава группы и времени, отведенного на работу), затем участники по очереди работают с заданиями. Их деятельность заключается в выборе верного орфоэпического варианта с последующим обсуждением и коллективным голосованием. Поскольку орфоэпические нормы русского языка очень сложны и разнообразны, вероятно, что в аудитории будет звучать некоторое количество неверных вариантов ударения и произношения слов.

Во избежание формирования негативных языковых привычек преподавателю следует заострять внимание обучаемых именно на верных вариантах, способствуя их запоминанию (можно, например, использовать аналогии: договорыуговоры).

Оценка действий слушателей

Важно заметить, что задачей таких игр является именно активное усвоение большого количества сложных с орфоэпической точки зрения слов, а целью – повышение орфоэпической грамотности обучающихся.

Показателем их результата не может быть отметка от «2» до «5», поэтому оценивать работу на тренинге таким образом не имеет смысла. Объективным в данном случае будет контроль усвоения орфоэпических норм через несколько недель после занятия.

Например, его можно провести, предложив обучаемым прочитать текст, насыщенный орфоэпически сложными словами.

Работа с лингвистической игрой “Орфограф”

Игра “Орфограф”

Описание

Цель данной лингвистической игры – развивать и проверять орфографическую грамотность. Каждая из ста двадцати игровых карточек содержит три варианта написания орфографически трудного слова. Среди них такие часто употребляемые, но вызывающие сложности на письме лексемы, как «аббревиатура», «грейпфрут», «яства» и др.

Применение игры «Орфограф»на занятиях достаточно широки:

  • ее материал служит основой для устных орфографических разминок,
  • возможно использование карточек для написания самостоятельных работ,
  • в качестве упражнений коррекции и развития орфографических умений.

Игровая форма позволяет разнообразить деятельность обучающихся, мотивировать их к изучению орфографических норм русского языка.

[su_box title=”Недостаток игры ” box_color=”#ffb066″ title_color=”#030303″]Значимым недостатком лингвистической игры “Орфограф” является такая организация заданий, при которой игрок (обучающийся) вынужден видеть два неверных варианта написания языковой единицы. В этом случае может произойти запоминание ошибочных версий, что впоследствии приведет к сложностям при написании этих слов.[/su_box]

Материал лингвистических игр актуален как для изучения конкретных тем, так и для развития общего интереса к родному языку. Все игры компактно упакованы, что позволяет применять их в любых условиях.

 

Статьи по теме

One thought on “Лингвистические игры на занятиях по русскому языку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *