Какие сюжеты бывают? Их структура и особенности. А также “живые” примеры образовательных историй.
Напомним, что существует два основных вида педагогического сторителлинга: активный и пассивный.
Нами были выделены 5 основных сюжетов, которые возможно применить для создания педагогического сторителлинга.
1. Элементарный сюжет
Описание: классический сюжет, который является основой для всех остальных сюжетов. Встречается в большинстве знакомых нам сказок в той или иной вариации.
Структура: Главный герой — Цель — Препятствия на пути к цели (различные проблемы) — Способ преодоления препятствий (различные средства) — Результат.
Хорошо использовать: мотивация студентов; наставничество; объяснение процесса или явления; выбор средств решения проблемы (задачи).
Особенности: использование положительных/отрицательных героев; иерархия целей (в истории можно показать как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр); связь результата и личности главного героя.
При создании сюжета следует помнить, что его можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель что-то получить (“+”) – первична цель, когда цель – избавиться от чего-то (“-“) – первично препятствие.
Пример:
Представлен видеоролик, который использовался в обучающем дистанционном курсе Google для директоров и преподавателей образовательных учреждений «Базовые сервисы Google для образования».
Этот видеоролик был призван объяснить всем участникам курса как информационные и современные педагогические технологии могут улучшить успеваемость обучающихся.
В предложенном видео прослеживается четкая структура истории:
Главный герой — директор школы (близкий и понятный аудитории).
Цель — повышение средней оценки обучающихся.
Препятствия на пути к этой цели — преподаватели тратят много времени на дисциплину, а не на улучшение образовательного процесса; отсутствие связи с родителями; отсутствие мотивации у обучающихся.
Герой решает проблему с помощью нескольких средств — проводит опрос учеников; внедряет информационные технологии в учебный процесс; проводит эксперимент с учениками-наставниками.
Положительный результат — герой получает видимый результат (рост среднего балла учеников) и ставит новые цели.
2. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»
Структура: Главный герой — Цель — Встреча с чудовищем — Чудовище опасней, чем герой ожидал — Борьба и победа над чудовищем — Достижение цели.
Описание: по сути для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный прием – изобразить проблему в виде монстра, а потом жестоко с ней поквитаться. Этот сюжет часто используется в литературе, кино, бизнес-историях и рекламе.
Особенности: замкнутое пространство; определенная атмосфера и условия; накал страстей, драматизм ситуации; использование помощников-друзей для борьбы с чудовищем.
Хорошо использовать: мотивация и наставничество.
При конструировании истории важно не забывать о том, что герой должен быть близок аудитории.
Например, слушатели могут:
- ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть, и пр.);
- воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;
- видеть в персонаже «идеального себя».
Так, обучающимся будет интересна история о молодом специалисте и проблемах, с которыми он сталкивается в повседневной практической деятельности (на собеседовании, работе и пр.).
Пример: из курса “Педагогика”.
3. Сюжет «Из грязи в князи/Синдром Золушки/История успеха»
Структура: Главный герой — Новая ситуация и условия, в которые герой попадает — Появление проблем/появление врагов — Действия героя/проявление положительных качеств героя — Помощь друзей — Счастливое решение проблем — Результат (окончательный переход на новый уровень).
Описание: Этот сюжет распространен в литературе, мировом кинематографе и бизнесе. Примеры: сказка «Золушка», фильм «Красотка». Основное в этом сюжете: перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным — стал богатым, была страшной — стала красавицей. И ответ на вопрос: Как ему/ей это удалось?
Хорошо использовать: мотивация; объяснение процесса; сравнение процессов и явлений; выбор средств решения задач; эволюция процесса.
Особенности: активное использование визуальных средств (презентация, майнд-мэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; четкие уровни «До» и «После»; наличие антигероев (добрая Золушка — злые сестры).
4. Сюжет «Эффект бабочки»/ «День Сурка»
Структура: Герой — Цель — Схемы действий героя и возврат к исходной точке — Результаты, в зависимости от действий героя —выбор правильной стратегии действий (усвоение уроков, исправление ошибок) — конечный позитивный результат.
Описание: сюжет, который активно используется современным кинематографом. Показывает «что было бы, если бы …». Герой, чтобы добиться цели должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.
Особенности: повторяющаяся реальность; различные сценарии и результаты; положительный герой с определенными недостатками, которые ему предстоит преодолеть.
Пример: Сюжет «Эффект бабочки» хорошо применим для проведения работы над ошибками с обучающимися. Пример можно прочитать здесь.
5. Сюжет «Квест»/Детектив
Структура: Главный герой — Цель — Локации (точки квеста) — Решение определенных задач в каждой Локации — Достижение мини-результатов — Достижение главной цели
Описание: Герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи. Этот сюжет можно проследить в таких произведениях как «Дети капитана Гранта», «Снежная королева», «12 подвигов Геракла», «Волшебник из страны ОЗ» и пр.
Хорошо использовать: моделирование проблемных ситуаций; решение различных аналитических задач; отработка навыков и умений; прояснение порядка действий.
Особенности: часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись.
Этот вариант сюжета подходит для «активного сториттелинга». Слушатели либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определенные задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения.
Так же все большую популярность набирают образовательные веб-квесты: вся история и все действие переносятся в виртуальное пространство.
Примеры: из курса “Государственный пожарный надзор” и курса “Деловые коммуникации”.
Фото: автор Elias Ruiz Monserrat
Авторы: Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В.