Метод дискуссии: организация занятия в online и offline формате

Как организовать дискуссию в двух форматах (on-line и off-line)  у ваших слушателей? Как правильно распределить роли, подать информацию и достичь целей занятия? Информация будет полезна преподавателям, тьютерам, организаторам авторских курсов.

Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Задачи:

  • достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса.
  • формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством
  • достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.

Организационный этап

1.Поиск интеграции дисциплин: риторика, химия, история, экология, культура речи т.д.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxНапример, курсанты факультета «Техносферной безопасности» параллельно изучают две дисциплины: «Риторика» и «Экология». В процессе изучения курса «Риторика» преподаватель объясняет материал, связанный с особенностями проведения дискуссии, способами аргументации, постановки вопросов, образом оратора. А в курсе «Экология», при изучении ряда тем, затрагиваются вопросы генной инженерии, вызывающие интерес курсантов своей неоднозначностью в оценке. Соответственно, завершающим занятиям по курсу этих двух дисциплин, может стать зачет-дискуссия. На этом этапе курсанты уже полностью владеют терминологическим и понятийным аппаратом двух дисциплин и способны продемонстрировать на практике свои знания, умения и навыки.

2.Тема дебатов формулируется до ее начала (примерно, за неделю).

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxИдея проведения межпредметной дискуссии возникла после семинара о защите гидросферы, проводимого в рамках мероприятий, посвященных году Защиты окружающей среды. В одном из выступлений была затронута тема «Генная инженерия», вызвавшая много противоречивых высказываний со стороны участников семинара, что еще раз подтолкнуло организаторов к выбору темы

3.Формируется две группы курсантов (по 15 человек каждая): участники группа 2912-2913 (1 и 2 курс факультета «Техносферной безопасности» направление «Информационные системы и технологии»). Методом жеребьевки распределяются позиции «за» и «против».

В каждой группе выбираются:

  • Спикеры, которые организуют обсуждение и формулируют основные аргументы в поддержку своей позиции.
  • Оппоненты, которые внимательно слушают позицию противника во время дискуссии и формируют вопросы по предлагаемой информации.

Устанавливается регламент выступления каждого спикера (1-2 минуты). Каждый участник имеет право выступить только один раз.

Подготовительный этап

1.Каждая группа курсантов обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени.

2.Задача данного этапа – сформулировать основные аргументы в поддержку своей позиции по теме дискуссии.

Основной этап – проведение дискуссии

1. Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой группой.

2. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

3. В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.

4. Иногда спикер может брать тайм-аут, если затрудняется ответить на вопрос сразу.

Этап рефлексии – подведения итогов

1. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной группой во время дискуссии.

2. Эксперты-Преподаватели дают оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

Схема рассадки в режиме off-line

дискуссия

 

Особенности проведения дискуссии в on-line формате

1. Формируется проблемный вопрос или ситуация.

2. Организуется кейс для обсуждения и предоставляется участникам на портале дистанционной поддержки.

3. Назначается день короткого чат-семинара или объявляется дата начала и окончания длинного.

4. Каждый участник учебного процесса по данному курсу высказывает свои возможные варианты решения данной проблемы. Таким образом, формируются основные группы по сходным позициям. Участники могут обмениваться фото, аудио, видео материалами в поддержку или опровержение позиций.

5. Преподаватель и экспертная группа просят участников от групп сформулировать общее положение.

6. Не забываем, что роли, отведенные участникам после формирования сходных позиций, остаются такими же, как и при организации мероприятия в режиме off-лайн.

Рабочая площадка в режиме on-line

диск2

48px-AlertВозможно проведение дискуссии в формате интегрированного варианта (очная и дистанционная часть). Тогда всю подготовительную часть (консультации с педагогами, выявление позиций, поиск и анализ информации) можно оставить в дистанционной форме (обсуждая на чат-семинарах или вебинарах), а непосредственно основную часть (проведение дискуссии) в режиме off-лайн. Главное, чтобы у каждого члена обучающей дискуссии был строгий график проведения данного мероприятия.

 

Авторы: Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *