7 советов как удерживать учеников в образовательном бизнесе

Aвтор материала: Юлия Фёдорова -
Эксперт: по построению и развитию образовательного бизнеса. В образовательном бизнесе с 2015 г. Запустила 3 прибыльных бизнеса в этой сфере (онлайн-школа руководителей учебных бизнесов 2019-2021, сеть курсов ЕГЭ и ОГЭ в Москве и Санкт-Петербурге 2017-2020, сеть учебных центров для школьников в Москве 2015-2017) Автор марафонов “10 точек роста учебного бизнеса” и “Маркетинг Взлёт”, Практикума “Супер Взлёт!”, которые прошли 550+ руководителей. Автор 10 онлайн-курсов и Менторской программы "Ускорение учебного бизнеса" Автор блога в Инстаграм Про Образовательный Бизнес @jpfedorova.

В эпоху большой конкуренции и сильно конкурентных рынков (особенно это касается школ английского языка и детских центров) уже мало быть просто хорошим детским центром или нормальной языковой студией. Мало предоставлять качественную образовательную услугу. Нужно уметь удерживать клиента как можно дольше. Как это делать?

Развивайте у своих учеников причастность к мета ценностям

Например, можно выделить несколько таких ценностей:

1. Чувство общности:

  • Общая цель для учеников: мы все вместе готовимся и в конце года выступаем на турнире командой всей школы – не хочется бросать обучение на середине, имея такую цель, правда?
  • Общие ценности: мы все думаем об окружающей среде, собираем батарейки и сортируем мусор, а еще поддерживаем фонд защиты дикой природы и по весне высаживаем всей школой деревья. Общие ценности объединяют учеников, создают ощущение сопричастности к чему-то значимому.
  • Пережитые совместно эмоции: квесты для учеников школы, отчетные концерты, вечеринки, совместные проекты – формат можно подобрать под специфику образовательного проекта, возраст и интересы учеников.

2. Чувство радости:

  • А вы знаете, что приносит удовольствие вашим ученикам? Подросткам – компьютерные игры? Почему бы не устроить для них турнир?
  • Что нравится вашим взрослым ученикам? Чашка кофе и поболтать? Организовать coffee party в стенах школы проще простого. Заодно можно совместить с просмотром кино на языке оригинала или разбором лексики для small talk.
  • А, может, ваши ученики любят соревнования и побеждать в них? Тогда ваше решение – это внутри школьные турниры и рейтинги.

3. Ощущение смысла:

  • Зачем я прохожу это обучение?
  • Что ждет меня после окончания курса?
  • Сколько я уже прошел и сколько мне еще идти до цели?

Крайне важно говорить с учениками и их родителями на языке смыслов и целей, вкладываемых в процесс обучения.

Проектируйте свою продуктовую линейку таким образом, чтобы она была рассчитана на долгое потребление ваших услуг и продуктов

Представьте школу робототехники, которая предлагает занятия только для детей 7-9 лет. Как итог, максимальный жизненный цикл клиента в этой школе длится всего 3 года, средний – года 1,5.

И сравните со школой робототехники, где ученик может обучаться с 7 до 16 лет, а затем готовиться с преподавателями школы на курсах подготовки к ЕГЭ по математике, физике и информатике, чтобы затем поступить в вуз на робототехнику или IT.

В первом случае образовательный бизнес буквально “сидит на игле” постоянного вливания нового трафика: каждый год нужно искать новых учеников на место тех, кто закончил обучение. Во втором – школа зарабатывает сотни тысяч рублей с одного ученика и не зависит от постоянного привлечения новых клиентов.

Хотите знать больше про развитие образовательного бизнеса? Участвуйте в онлайн-конференции “Мой образовательный проект. Начало”.

Отслеживайте такой показатель бизнеса как процент повторных продаж

Считается он очень просто. Допустим, в сентябре купили абонементы 100 учеников. В октябре из них остались и продолжили обучение 92 человека, а 8 бросили занятия. Новых учеников, присоединившихся в октябре, в подсчете мы не учитываем. Получается, что процент повторных продаж в октябре относительно сентября равен 92%.

А теперь самое сложное – понять, почему из школы ушли 8% учеников? Причины могут скрываться в самых разных вещах:

  • неудобное расписание;
  • слабый преподаватель;
  • конфликт с администратором;
  • недостаточное понимание ценности обучения;
  • отсутствие целей у ушедших учеников и т.д.

Задача руководителя образовательного бизнеса – докопаться до истинной причины низкого процента повторных продаж и устранить выявленную проблему.

Внедряйте программу лояльности для постоянных учеников

Все мы любим чувствовать особенное отношение к себе. Ваши ученики, которые ходят на занятия давно и стабильно, не исключение.

Как можно показать постоянным клиентам, что вы их цените:

  • отправить письмо-благодарность в честь того, что ученик с вами уже 6 или 12 месяцев;
  • ввести бонусную систему накопления баллов;
  • всегда благодарить за обратную связь, будь то отзыв или заполнение опроса;
  • поздравить ученика с днем рождения;
  • всегда решать возникшую проблему клиента оперативно и в его интересах, насколько это возможно;
  • делать небольшие неожиданные подарки, например, на 1 сентября или на день рождения школы. Подарок необязательно должен быть дорогим – внимание здесь играет гораздо большую роль.

Хорошая практика для руководителя – пару раз в год делать личные звонки постоянным клиентам, общаться по поводу обучения в школе, интересоваться впечатлениями от занятий.

Всегда собирайте и (главное) обрабатывайте обратную связь от учеников

Начните с измерения простого показателя лояльности NPS (Net Promoter Score). Для этого нужно задать своим клиентам один простой вопрос:

“Насколько вероятно, что вы порекомендуете нашу школу или центр своим друзьям и знакомым? Оцените эту вероятность от 0 до 10.”

Затем подсчитывается процент сторонников бизнеса (поставили 9-10), процент нейтралов (дали оценку 7-8) и процент критиков (0-6).

Индекс NPS рассчитывается как разность между % сторонников и % критиков.

Давайте разберемся на примере:

Школа английского языка опросила 100 учеников.
55 из них оценили вероятность порекомендовать школу своим знакомым на 9 или 10 баллов (55% сторонники)
30 опрошенных поставили 7-8 баллов (30% нейтралы).
15 клиентов оценили вероятность на 6 баллов или ниже (15% критики).
Индекс NPS = 55% – 15% = 40%

Чем выше показатель NPS у проекта, тем более лояльны к нему клиенты. А низкий показатель говорит о том, что качество обучения и сервиса в школе или центре оставляет желать лучшего.

Идите навстречу ученику в решении его проблемы

Иногда, чтобы надолго удержать клиента в своем бизнесе, нужно проявить себя очень тонким психологом и чутким преподавателем, разглядев действительную проблему ученика и предложив под нее персонализированное решение.

В моих центрах был такой случай: Степан ходил на подготовку к ЕГЭ в мини-группе. Показывал неплохие результаты, был прогресс по баллам. Но его преподавателю все время казалось, что что-то тут не так. Впоследствии выяснилось, что у мальчика легкая форма синдрома Аспергера и ему комфортнее заниматься один на один с преподавателем, а не в группе. Мы перевели Степана на индивидуальное обучение, на котором он смог еще лучше раскрыться, а потом и добавил к своему тарифу еще два дополнительных предмета. Тоже индивидуально. Мама Степана тогда сказала, что на ее памяти это впервые в жизни, когда мальчик так увлеченно и с удовольствием учится.

Будьте честны со своими клиентами

Никогда не перегибайте палку в использовании маркетинговых инструментов.

Одна школа анонсировала скидку 30% и привлекла некоторое количество учеников на свои направления. Но отдел маркетинга оказался недоволен результатом и скидку решили увеличить до 40%. Ученики, оплатившие обучение по первоначальной анонсированной как “самая низкая” цене были крайне недовольным обманом, многие потребовали возврата своих оплат.

К такому же неэтичному маркетингу относятся:

  • таймеры на сайте, отсчитывающие время до изменения цены, которая так и не поменяется;
  • анонсы “у нас осталось только 5 мест!”, когда в действительности мест в несколько раз больше;
  • специальные условия, которые школа дарит исключительно этому ученику, а потом выясняется, что не ему одному;
  • скидки, которые по-разному суммируются и применяются в случае для разных клиентов;
  • завышенные обещания, которые на деле сложно выполнить.

Эти 7 советов обязательно помогут вам удерживать учеников в своем образовательном бизнесе как можно дольше. А также обязательно помогут запустить или усилить сарафанное радио о вашей школе или центре.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *