6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов

В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности.

К основным свойствам творческого мышления относятся:

  • умение находить и выделять закономерности в объеме информации,
  • владение навыками систематизации и структурирования информации,
  • способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи,
  • навык генерирования гипотез и способов их проверки,
  • умение видеть, формулировать и разрешать противоречия.

Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Примеры упражнений на развитие творческого мышления в курсе «Общая психология» и «Психология развития»

Упражнение «Если бы….»
Давайте пофантазируем. Вот если бы люди были не такими, какими они есть, а обладали другими признаками, как бы изменилась наша жизнь? Например, все люди стали стеклянными. Где жили? Чем питались? Какая у них была одежда? Транспорт? Развлечения? Внешние данные? Как бы они учились? Работали? Чего опасались? Как бы они рождались и умирали? …..

Упражнение можно проводить несколько раз, называя разные признаки: ватные, песочные, мыльные, резиновые и т.д.

Итогом работы может быть «портрет моих признаков». Какими признаками и для чего хотели бы обладать сами студенты. Признаки могут быть как реальные (смелый, умный, внимательный…..), так и фантастическими (невидимый, компьютерный….).

Упражнение «Фантастические продолжения»

Преподаватель называет какое-либо реальное событие.
Нужно придумать необычные последствия. Например: Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Этот портрет стали использовать как подслушивающее устройство.

Упражнение «Ускорение-замедление»

В сказках часто встречается выражение: «Не по дням, а по часам…» Так говорят, когда что-то происходит очень быстро. Но бывают сказки, в которых время замедляется или даже может остановиться.
— А вы хотели, чтобы так было «по правде»: ребенок родился – через день уже взрослый? Почему?
— А сели бы наоборот: детство длилось сто лет, что было бы хорошего, а что – плохого?
— Интересно, а разные люди ускорили бы одно и то же событие или разные? Почему вы так думаете?
— Представьте себе, что изобрели прибор, при помощи которого можно ускорять и замедлять разные
события. Что бы вы ускорили, а что – замедлили? Почему?

Упражнение «Прогнозирование»

Когда люди хотят усовершенствовать предмет, придумать, каким он станет в будущем, они могут « просто» выдумывать. Но если вы хотите, чтобы ваши мысли осуществились, ход мысли нужно правильно выстроить. Для этого существуют специальные правила (алгоритм).

Первый шаг: выбираем объект для усовершенствования и называем его функцию.
Второй шаг: анализ, что хорошего и что плохого есть в данном объекте.
Третий шаг: прогноз (объект в будущем).

Предлагаются три уровня прогнозирования:
1 уровень — объект без отрицательных свойств;
2 уровень – объекта нет, его функция выполняется.
3 уровень – объекта нет, и его функция не нужна. 

Упражнение «Что заметили?» (найти ошибку)

Найди ошибку

Упражнение «Хорошо-плохо»

Выявить сильные и слабые стороны объекта или явления. Например:

Хорошо-плохо

 

 

 

 

 

Опыт работы показывает, что студенты с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации студентов, предоставляет им возможность успешной самореализации.

Что почитать по теме:

  • Гин А. Триз-педагогика М., 2015.
  • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  • Скоморохов Г. И. От «честных купцов» к …, ТРИЗ в высшей школе // Технология творчества. — 1998. — № 28.

Автор:
Авдеева Татьяна Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии  Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. e-mail: avd_2005_61@mail.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *