Формируем логическое мышление у детей: использование изобразительных средств (примеры упражнений)

Формирование у обучающихся способности к умозаключению – это необходимое условие методики преподавания дисциплин,  поскольку умение правильно логически перерабатывать информацию является общим учебным умением.

Встала проблема разработки такой системы построения и проверки дедуктивных умозаключений о свойствах (качествах), которая была б адаптирована для детей разного возраста и которая целенаправленно формировала бы логичность мышления и выражения ими мыслей.

Автор решал эту проблемы в десятилетнем педагогическом эксперименте в Белгородском педагогическом колледже.

Была выработана технология профессиональной подготовки учителей начальных классов и воспитателей дошкольников к целенаправленному формированию ими логичности мышления у детей. Основой этой технологии стало такое сознательное составление будущим или действующим учителем или воспитателем задач на развитие у детей способностей к определенным логическим действиям, которое осуществлялось по соответствующим формам этих задач (см. список литературы).

Технология формирования основ логичности мышления

Суть технологии: сформировать у будущего учителя основы логичности мышления, то есть логичность мышления, которое опирается на образы, так, чтобы учитель умел сформировать это у учеников.

Существенная особенность представления логических знаний для такого обучения состоит в том, что в нем используются изобразительные языки:

  1. сначала логические слова естественного языка связываются с восприятием предметов и практических действий с ними,
  2. затем с изображениями предметов,
  3. затем с их образным представлением.

Используются фигурно-линейно-табличные диаграммы, на которых признаки обозначаются не символами, а их изображениями. Выполнение логических операций связывается с мелкой моторикой пальцев рук: отношения между множествами, то есть объемами понятий, и операции с множествами демонстрируются на пальцах.

Например, на следующем рисунке показано выполнение указания учителя на пальцах (обсуждаются все пальцы рук ученика):

Рис.1. Использование жестов

Примеры упражнений на развитие понимания у детей слов и выражений, ответственных за логическую связанность речи

№1. Попросите ребенка поднять руки. Поясните, что будете говорить только о пальцах его рук. Попросите сгибать пальцы по следующим указаниям:

  1. Сделай так, чтобы на этой руке (указываете на левую руку) все пальцы были согнуты.
  2. Чтобы на этой руке (указываете на левую руку) были не все пальцы согнуты.
  3. Чтобы на этой руке (указываете на левую руку) были только согнутые пальцы.
  4. Чтобы на этой руке (указываете на правую руку) были не только согнутые пальцы.
  5. Чтобы на этой руке (указываете вначале на правую руку, затем на левую) были только все согнутые пальцы.
  6. Чтобы не только все пальцы этой руки (указываете на где все пальцы согнуты) были согнуты. («Не только все эти пальцы» означает «все эти пальцы, но не только они».)
  7. Чтобы все, кроме пальцев левой руки, были согнуты.

Важно не просить ребенка делать то, что в данный момент им уже сделано.

№2. Предоставьте предмет для обсуждения, фиксируя на доске те вопросы, на которые дети отвечали при построении рассказа о предмете. Затем прочтите стихотворение Киплинга:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где…

Поставьте вопрос: «В правильном ли порядке поставлены вопросы?». Попросите рассказать об этом предмете как можно подробнее, но так чтобы вопросы ставились последовательно.

Речь идет об усвоении ребенком наиболее часто употребляемых, ответственных за логическую связность речи, за передаваемую информацию слов родного или иностранного языка.

Разумеется, заниматься с самыми маленькими надо дозировано, в пределах их заинтересованности и внимательности. Сначала надо обучить пониманию слов «все» и «не все» до уверенного понимания, затем – «только» и «не только». На выражение «только все» дети реагируют лучше, чем на предыдущие слова. В нем меньше неопределенности.

Возраст, когда какие из указанных логических слов осваиваются при целенаправленном обучении, не определен. В три с половиной – четыре года время для доучивания.

Автор будет  признателен, если тот, кто будет обучать своего ребенка по этой методике, зафиксирует свой опыт и сообщит.

Использование изображений для передачи логических знаний

Логичность, которую проверяем своими действиями, наиболее надежна.

Показ отношений между множествами внешних объемных предметов, например, погремушек, кубиков или др.:

Рис.2. Множество

Наглядность для передачи логических знаний –  дети, или изображения детей, различаемые по одежде или другим признакам. А также части тела, в первую очередь, – пальцы их рук (наличие-отсутствие меток на фалангах восьми пальцев, исключая большие, комбинируется как наличие-отсутствие розового цвета на кубиках).

Рис.3. Используем наглядность

Принцип комбинирования в такой наглядности тот же, что и в таблицах истинности, и в построении ряда натуральных двоичных чисел.

Фигурно-линейная диаграмма, построенная из кубиков:

Рис.4. Диаграммы

Перевод фигурно-линейной диаграммы в таблицы

Рис.5 Таблицы

Линейно-табличная диаграмма, ее досвязочная (входная) часть:

Рис.4. Линейная диаграмма

Та же часть таблицы истинности повернутая на 90° (1 – истина, 0 – ложь):

Рис.7. Перевернутая таблица

Чисто словесные выражения: «все сочетания наличия или отсутствия признаков A, B, C»;  «все сочетания истинности или/и ложности суждений А, В, С».

Упражнения для школьников: работе с таблицами и данными

Работа с таблицами
Упражнение №2

Линейные диаграммы – сокращенная запись обычных таблиц и тех логических операций, которые явно или неявно выполняются при переработке информации с помощью таблиц. Символическая запись логических форм рассуждений при составлении обычных таблиц не делается, и символические записи законов логики не используются. Однако построение изобразительных семантических моделей подчинено правилам, которые могут быть записаны символически, равно как и значения выражений символической логики можно показать при помощи изображений (модельных схем, диаграмм).

Целенаправленно формировать научное мышление – это значит развивать способность оперировать и образами, и символами в их единстве.

Что почитать:

  1. Жалдак Н.Н. Изобразительный  логико-семантиче­ский  анализ  естественного языка науки / Н.Н. Жалдак. –  Белгород : ЛитКа­раВан, 2008.
  2. Жалдак Н.Н. Тетрадь по логике для младших школьни­ков: Учебное пособие для младших школьников / Н.Н. Жалдак. – Белгород: Везелица, 1998. – 24 с.
  3. Жалдак Н.Н. Формы задач на развитие логичности мышления / Изд-е 2-е, испр. и доп. / Н.Н. Жалдак. – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. – 240 с.

Автор:

Жалдак Николай Николаевич – философ, логик,  автор системы изобразительной практической логики естественного языка с оригинальными изображением значений логических средств в виде различных авторских диаграмм, на пальцах и на других предметах или другое на выбор по ситуации.

e-mail: zhnn3@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *