Словарь терминов

Адаптация (от лат adaptatio (adapto) – приспосабливаю) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Анализ – в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя; умственное или реальное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое целое, обогащённое новыми знаниями.

Анализ учебного занятия – разбор содержания  учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

Андрагогика (от гр androa – взрослый человек и agogge – управление) – отрасль педагогики, занимающаяся проблемами образования, обучения и воспитания взрослых.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Блог – от англ. blog («web log») – «сетевой журнал», или «дневник событий») — один из популярных социальных сервисов, представляющий собой  Web-пространство, основное содержимое которого –  тексты, объявления, записи, изображения или мультимедиа.

Блоггер –  человек, который ведет блог, добавляет записи; автор блога.

Блоггинг — деятельность по добавлению записей.

Блогосфера — сообщество блогов в интернете.

Валидность — степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало  измерению  в социологических  или  психолого-педагогических  исследованиях.

Веблог — онлайн дневник для периодичных записей по определенной теме, часто отображается в порядке, обратном хронологическому.

Вербальный — устный, словесный.

Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Гипотеза – 1) научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке; 2) утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития явлений, не имеющих обоснования или признанных недостаточно обоснованными.

Дедукция (от лат deductio – выведение) – переход от общих понятий о предмете определенного вида к частному, частичному знанию.

Диагностика (пед.) — точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические принципы (принципы дидактики) – это исходные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Дискуссия (от лат discussio – рассмотрение, исследование) – метод обучения, направленный на интенсификацию и эффективность учебного процесса за счет активной деятельности обучающихся в поисках научной истины.

Индукция (от лат inductio – выведение) – метод исследования, обучение, связанный с движением мысли от единичного к общему.

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Логопедия (от гр logos – слово и paideia – воспитание, обучение) – наука, изучающая нарушения речи и занимающаяся коррекцией речевых дефектов.

Методы обучения – упорядоченные способы деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод case-study или анализ конкретных учебных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций.

Владение – применение знаний на практике, осуществляется на уровне автоматизированных действий через многократные повторения.

Обучение дистанционное – современная образовательная технология с использованием средств передачи учебно-методической информации на расстоянии (телефоны, телевидение, компьютеры, спутниковая связь и др.).

Прием обучения – составная метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию его требований.

Профессиограмма – описание требований, социально-психологических и физических личностных качеств, которые выдвигает определенная профессия.

Синтез – метод, который предусматривает мыслительной или практическое сочетание выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое.

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Средства педагогические — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организа­ции и осуществления пед. процесса и выполняющие функции раз­вития обучающихся; предметная поддержка пед. процесса.

Средства педагогические программные — пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам.

Сторителлинг – педагогическая техника, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у обучающихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Технические средства обучения (ТСО) — устройства и прибо­ры, служащие для усовершенствования пед. процесса, повыше­ния эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.

Техника педагогическая – комплекс общепедагоги­ческих и психологических умений преподавателя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию пед. целесообразного общения.

Технология обучения (педагогическая технология) —  направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Формы обучения (от лат forma – внешность, устройство) – четко выраженная во времени и пространстве организация учебной деятельности обучающихся, связанная с деятельностью преподавателя.